Харьковский форум
 
 
 
 
Форум в социальных сетях:    
 
 
 
 
 


Вернуться   Харьковский форум > Харьков > Харьковская область > Районы области > Харьковский район > Бабаи

Бабаи Посёлок городского типа

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 10.06.2017, 18:27   #1  |  Поделиться
Dementy (ТС)
Administrator
 
Аватар для Dementy
 
Регистрация: 23.01.2016
Адрес: Харьков
Сообщений: 3,374
Записей в дневнике: 3
Dementy скоро придёт к известности; 16%Dementy скоро придёт к известности, 16%Dementy скоро придёт к известности, 16%
Родина:

Усадьба Щербининых.

Усадьба Щербининых. Бабаи. Харьковская область

Наконец-то!!! Не прошло и двух месяцев, как я собралась и написала отчет о поездке в Бабаи в усадьбу Щербининых За это время я уже потеряла пыл и рвение в отношении скрупулёзного собирания и взаимоувязывания исторических и архивных данных, но приобрела нарастающее желание поскорее выложить хотя бы фотографии. Выбирая нечто среднее, размещаю фоты и некий сумбурный текст - чуть-чуть обо всём.

Начну с названия посёлка (уж больно оно забавное). В отношении его происхождения я не вела никаких глубоких раскопок недр интернета. Просто наткнулась на одну версию, которая меня улыбнула:

"Слово “бабай” - не простое, произошло от тюркского “баба́”, что означает “почитаемый мужчина”, “дедушка”. Фраза: “ё ханэ, бабай” - означает “тебе конец, дедушка”. Дед-бабай, типа бабы-яги, ничего хорошего не несёт. Не зря это слово всех страшит, возможно, и напоминает о татаро-монгольском иге.
Посёлок Бабаи (усадьба, основанная Фёдором Бабаем, из детей боярских Чугуевских), прежде назывался с.Архангельское в честь первого храма. Депутатский корпус, председатель Бабаёвского поссовета и местный батюшка, иеромонах Богдан (Пильгуй), который руководит строительством Свято-Архангело-Михайловского храма в Бабаях, занимались вопросом по восстановлению старинного названия этому историческому месту".

Итак, усадьба в Бабаях известна и посещаема гораздо меньше, чем сотни раз обфотанные и обписанные Шаровка, Натальевка и еже с ними. Более того, так же малоизвестна она и среди коренных жителей Бабаёв. И, несмотря на то, что после поисков имения в Каднице я уже окончательно перестала удивляться неосведомленности местных жителей, в этот раз я была очень возмущена. Ведь мне пришлось в НЕВЕРОЯТНУЮ ЖАРУ, еле передвигая ноги обойти половину посёлка. И самое ужасное, что усадьба оказалась в том месте, где я впервые обратилась к аборигенам за помощью – на центральной площади посёлка. И оказалось, что местные жители знали эту усадьбу, но не как усадьбу Щербининых, а как дом Сковороды (там даже табличка висит).

Понятное дело, что имя Сковороды известно всем – он исходил всю Харьковскую (и не только) область. Но усадьба никогда не принадлежала ему, он просто в ней гостил, т.к. дружил с Яковом Правицким – первым владельцем дома, священником и своим учеником. Вот что он писал о нём:
«мне кажется, я убедился, что Яков Правицкий, - юноша хороший, не завистливый, простой, очень жадный к истинной науке, доволен своими способностями, от природы по-настоящему порядочный, мягкий, человечный. Это те качества, которые побуждали меня полюбить его»
К сожалению, о Якове Правицком мало что известно, я бы даже сказала – почти ничего… Говорят, что «Харьковские байки» Сковорода написал именно в его доме.
До того, как я приступлю к рассказу о самой усадьбе и самых известных её владельцах – Щербининых, расскажу про еще одну достопримечательность Бабаёв - Свято-Архангело-Михайловский храм.
Искать храм было проще. Его не считали Храмом Сковороды, поэтому и названия совпадали, и советов, как найти было море. Вот что мне было известно об этом Храме до поездки:
«Первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, «по всей вероятности, около 1650 года». В 1782 году харьковским губернским архитектором Петром Антоновым Ярославским на ее месте было построено новое – каменное здание.



На надписи о построении церкви значится: «Церковь Архистратига Михаила, при Державнейшей Благоверной Государыне Екатерине II и Цесаревиче Павле Петровиче с благословения Епископа Белгородского и Обоянского Аггея, старанием Харьковского Наместника, Губернского прокурора Андреева сына Щербинина, детей его Андрея, Дмитрия, Николая и Варвары, производилась под смотрением Губернского Архитектора Петра Антонова, сына Ярославского».
Произведение архитектора Ярославского, однако, не представляет собою ничего оригинального и для него ценного. Вообще, церковь очень красива, приятна, по формам, выполнена правильно, любовно, но – это почти копия лютеранской церкви Св. Анны на Фурштадтской, построенной Фельтеном. Однако дата построения последней – 1789 год наводит на раздумье. Ведь не Ярославского же копировал Фельтен? Невозможно допустить, тем более, что кто-либо мог знать в Петербурге о постройке церкви в такой глуши, какою была в то время Харьковская губерния. Очевидно, или дата построения (1782) церкви в Бабаях неверна, или оба зодчих пользовались одним источником, тем более что изумительною общностью отличается и план. Все-таки надо предположить заимствование Ярославским и из того соображения, что церковь в с. Бабаи выполнена хуже (ее архитектура как бы упрощена), нежели Анненкирхе на Фурштадтской.
Полукруглая ионическая колоннада портика одинакова у обеих церквей. Но в петербургской церкви она покрыта балюстрадой, а в Бабаях ее нет. Фонарь с парными колонками покрыт прелестным карнизом, в Бабаях карнизы тупы, а окна заменены арками для звона. Главное полукружие портика примыкает к храму в Бабаях почти «неграмотно» – полуколонной, тогда как на Фурштадтской это сложное и серьезное место решено очень удачно, переходом к пилястрам. Также плохи пьедесталы пилястров барабана и вовсе неумелы капители их.
Боковой фасад лучше. Парные пилястры и круглые окна между ними распределены удачно. Великолепны по уюту и «провинциальному» оттенку архитектуры угловые башенки церковной ограды. Грубоваты рустованнные грани этих башенок, но зато очаровательны вазочки на куполах, четко выделяющиеся на темной зелени деревьев. Вместе с башенками церковь на фоне деревенского пейзажа представляет в своем роде не меньший интерес, чем Анненкирхе в Петербурге, затиснутая ныне среди каменных громад домов.
В церкви – очаровательный, окрашенный в зеленый с белым тона, иконостас. Он хорош по общему спокойствию в распределении и пилястр, и царских врат. Иконы в обрамленьях, соответственного всему храму стиля хотя и закрывают пилястры, но нисколько не портят архитектуры. Восхитительны створки царских врат с гирляндами и ветками виноградной лозы. Очень стильны арматуры на рамах икон и доски с лентами над боковыми вратами; прелестны вазочки, поставленные наверху иконостаса. Вообще, все до мельчайших деталей выполнено в стиле Людовика XVI, напоминает отдаленно обработку фасадов дворца в Мерчике и наводит на волнующую мысль, не Ярославский ли архитектор дворца? Там мы увидим такую же любовь к гирляндам, так же отлично выполненные банты, ленты, вазы. В таком случае, вот имя зодчего, которое должно бы было стать в ряду имен лучших русских зодчих XVIII века, работавших в России.
Понятною тогда станет и та протекция, которою пользовался его племянник В. И. Ярославский и благодаря которой последний стал Херсонским губернским архитектором. Очевидно, во всяком случае, что дядя его был зодчим выдающейся величины в Харьковской губернии. Но странно, что В. И. Ярославский ничего не говорит о работе своего дяди вообще, а в Мерчике, в частности.
У церкви находится недурной памятник Елизаветы Павловны Щербининой, 1860 года, и Михаила Андреевича Щербинина – 1841 года, в виде креста и двух ваз»
Собственно это, ну или что-то похожее, пребывающее в ужасном состоянии я и искала. Следуя всем «вон туды, а потом налево», я оказалась на улице Карла Маркса, 26… Передавать свои эмоции не буду… Просто посмотри, что теперь представляет из себя Свято-Архангело-Михайловский храм…



Очень хотелось поговорить со служителями храма, но они, как положено – служили. Поэтому, на миллион вопросов относительно пилястр, угловых башенок и очаровательных вазочек мне никто не ответил. Зато один из прохожих сказал, что из кирпича церкви 1782 года была построена школа…



А теперь о Щербининых. Если честно, то я нарыла об этом, как оказалось, очень известном и значимом роде целую гору информации – простроила генеологическое дерево, нашла нестыковки, пролистала «Войну и мир» Толстого (один из Щербининых упомянут в этом романе), попыталась подтвердить или опровергнуть утверждения о дружбе одного из Щербининых с Пушкиным, но в результате получила такую массу материала, что описать его сжато в этом отчёте не получится… Поэтому, я, наверное, посвящу им отдельный пост (а может несколько), а в этом постараюсь кратенько пробежаться по некоторым фактам.
Усадьба в Бабаях принадлежала наследникам первого Харьковского Губернатора Евдокима Алексеевича Щербинина (1728-1783). Нужно отметить, что размножались Щербинины ответственно – по трое-пятеро детей в каждой семье, да и еще имена, переходящие от деда к внуку – всё это создаёт невероятную путаницу при попытках определить, откуда же растут ноги. Чтобы не путать тебя, перечислять всех Щербининых не буду. Остановлюсь на нескольких – тех, о которых точно известно – жили в имении.

Щербинин Андрей Петрович (1760-1820) - полковник, помещик с. Бабаева Харьковского уезда Харьковской губ. Воспитывался за границей, достиг по службе чина полковника, а в молодости наследовал значительное состояние (около 2000 душ). Однако, беспечно промотав его, залез в долги, попал в опеку и заставил немалочисленное свое семейство узнать нужду. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Дети:
Пётр (1788-1813) - Харьковский губернский прокурор, помещик.
Александр (1790-1876) - тот самый Щербинин, которому удалось засветиться на страницах романа "Война и мир". Впервые он появляется при Бородино: "Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону (...)" В другом эпизоде, относящемся ко времени получения Кутузовым известия о выходе Наполеона из Москвы, он также в числе главных действующих лиц.
Участник Бородинской битвы, Щербинин отличился также при Малоярославце, Красном, Люцене, Кульме, Лейпциге и взятии Парижа. В феврале 1813 г. он был произведен в подпоручики, а в августе - в поручики. В октябре новое повышение чина: Щербинин - штабс-капитан. Войну он окончил в "чине капитана и получил все ордена, доступные обер-офицеру" и золотую шпагу "за храбрость". В августе 1814 г. Щербинин был причислен в Гвардейский генеральный штаб.

Принадлежа к просвещенному кругу квартирмейстерских офицеров, Щербинин входил в их тайное политическое сообщество "Рыцарство", образовавшееся в Петербурге еще в 1811 г. В последующие годы он состоял в масонской ложе «Железного креста». На фотографиях будет видно, что в доме имеются масонские знаки.



В октябре 1816 г. Щербинин в чине полковника оставляет военную службу и несколько лет проводит в путешествиях по Европе. В конце 20-х гг. он состоит по выборам в должности председателя Харьковской уголовной палаты, а в следующем десятилетии занимает видные посты в придворном ведомстве.
Удачно складывавшаяся карьера Щербинина при дворе была прервана самым неожиданным образом. Во время пожара Зимнего дворца в декабре 1837 г. Николай I приказал гвардейцам выносить только мебель, картины и фарфор, а "более громоздкие предметы, статуи, вделанные в стены украшения, чтобы не подвергать людей опасности, оставлять на жертву пламени". Однако в одном из горевших залов он нашел гвардейских егерей, которые, проявляя усердие, пытались выломать из стены огромное зеркало. Раздосадованный император разбил зеркало каблуком и в довольно грубой форме сделал распоряжавшемуся здесь Щербинину замечание. Спустя месяц, после нового переполоха во дворце, вызванного небольшим пожаром, разгневанный царь отдал приказ посадить на гауптвахту Щербинина, исполнявшего обязанности гофмейстера двора. Гордый и крайне самолюбивый, Щербинин не смог вынести этих обид и подал прошение об увольнении от службы. Внук Щербинина, историк Ю. Н. Щербачев писал, что "такой вынужденный выход в отставку, соответствовавший гражданскому самоубийству, был для него глубоко трагичен. Удар этот и наложил на него, на протяжении всей дальнейшей его жизни, печать особой замкнутости и сухости".

В 50-е - 60-е гг. Щербинин - один из немногих оставшихся в живых ветеранов наполеоновских войн - привлекает пристальное внимание историков, обращавшихся к нему за разъяснением малоизвестных событий той героической поры. Еще в 1830-х гг. он охотно делился своими воспоминаниями с А. И. Михайловским-Данилевским, готовившим тогда фундаментальный труд о войнах 1812-1814 гг. Теперь же предоставляет ценнейшее собрание документов 1812-1813 гг., свои дневники тех лет и позднейшие записки Т. Бернгарди и М. И. Богдановичу.
Живя уединенно в родовом имении Бабаи, Щербинин с особой теплотой вспоминает свою боевую молодость и с интересом следит за литературой, посвященной тому времени, откликается мемуарно-критическими замечаниями на "Историю Отечественной войны 1812 года" М. И. Богдановича (1860) и "Войну и мир" Л. Н. Толстого (1869), которого находит "остроумным, красноречивым автором, но не военным и не стратегиком"... Последние годы жизни Александр посвятил приведению в порядок своих записок. Умер в имении Бабаи.
Михаил (1798-1841) - участник Отечественной войны, поручик Гвардейского генерального штаба, член посольства А.П.Ермолова в Иран в 1817 г. После Кавказа - участник кружка "Зеленая лампа", друг А.С.Пушкина, которому поэт адресовал в 1819 г. свои стихи. До нашего времени сохранился альбом Щербинина, в котором, кроме двух стихотворений, написанных рукой самого поэта («Веселый пир» и «Щербину») помещен целый ряд произведений Пушкина «К Чаадаеву», «Товарищам» и др. Альбом Щербинина был источником распространения свободолюбивых стихов Пушкина в списках среди студентов Харькова, офицеров – чугуевцев и одной из причин следствия по поводу деятельности на Харковщине нелегального кружка В.Розальона – Сошальского. Существует версия, что Щербинин стал одним из прототипов пушкинского Онегина.
Именно с этой дружбой связаны версии посещения Пушкиным, его братом Львом и приятелем Дельвигом усадьбы в Бабаях. Вот что об этом пишут:
«В литературоведческих исследованиях есть упоминание, что в сентябре 1829 года Пушкин, возвращаясь из Закавказья, гостил у Щербининых в Бабаях и бывал в Карачевке, в трех верстах от Бабаев. Местная легенда гласит, что в то время в Карачевке строился новый барский дом и Пушкин с Щербининым, пользуясь сентябрьским теплом, много времени проводили на природе. Один из живописных уголков местные жители до сих пор называют «Пушкинскими дубами». Пушкин провел в имении братьев Щербининых всего день или два.
Михаил Андреевич еще в 1821 году женился на дочери сенатора Павла Никитича Каверина, Елизавете Павловне. К 1829 году у них были уже двое детей — дочь Екатерина и сын Павел. Перед самым приездом Пушкина, 7 сентября, Елизавета Павловна родила сына Андрея. Так что вполне вероятно, что Пушкин попал к Щербининым на крестины.
Критики могут возразить: почему тогда Пушкин нигде не упоминает об этом? Действительно, почему?
Ответ прост. Посещение имения Щербинина было полулегальным. Даже дерзким, ибо в Петербурге Пушкина ожидал гнев императора за поездку в Закавказье в действующую армию без высочайшего позволения. Потому распространяться о посещении еще и своих друзей — себе дороже»

Лично для меня этот вопрос не принципиален – посещал, не посещал… Правда, если благодаря причастности к усадьбе столь известной личности, ею заинтересуются и возьмутся за реставрацию, будет очень даже недурственно.
На этом о Щербининах всё. Хотя, есть еще интересные факты. Например, родство с княгиней Екатериной Дашковой – её непутёвая дочь Анастасия в 16 лет была выдана замуж за одного из Щербининых. Вот что о ней писали:
«Анастасия оказалась существом пустым и безнравственным. Она была выдана замуж за Щербинина. Выбор пал на него потому, что он был меланхоликом, что, по мнению княгини, должно было благотворно отразиться на семейной жизни и сгладить неуравновешенный характер дочери. На поверку оказалось, что супруг Анастасии Михайловны страдал психическим расстройством, с годами усиливавшимся. В письме, относящемся к 1784 году, анонимный автор писал к неизвестному корреспонденту о Щербинине: "Говорят, он помешан, разговаривает сам с собой, смеется, и затем становится задумчивым и печальным". Нетрудно представить, имея в виду нравы второй половины XVIII века, как вела себя супруга - она пустилась в разгул, промотала часть приданого, составлявшего 80 тысяч рублей, чего, разумеется, не одобряла мать-аскетка. Начались ссоры. Судя по письмам княгини, она запретила дочери появляться в своем доме, взяла с нее обязательство не показываться "в тех местах, где может меня встретить". В письме к брату 30 ноября 1803 года княгиня сообщала о мотовстве дочери: "Ты увидишь в Петербурге мою дочь. Шесть лет как я заплатила все ее долги. Однако один из кредиторов предъявил иск на 10 тысяч рублей, и через шесть недель продали часть ее имения". В другом письме, на этот раз к дочери, мать писала: "Я тебя прощала семь раз, что только ангел милосердия простить мог..." и т. д. Далее - упрек дочери, что она тайком приезжала в имение матери и настраивала против нее крестьян. Княгиня обвиняла дочь в разврате, мотовстве, неповиновении и прочих грехах. Распря с дочерью кончилась тем, что мать лишила ее наследства, как недвижимого, так и движимого имущества»
А еще, Елена Щербинина стала матерью известного Дениса Давыдова.
Собственно, усадьба в Бабаях.
Судя по записям одного из потомков и исследователей рода Щербининых, усадьба в Бабаях включала в себя не только сохранившийся дом, сарай и конюшню – был сад, аллеи, пруды, фонтаны, мосты. Вот что он пишет:
«Под парк с фруктовым садом отведено 36 десятин: разбиты цветники (садом Михаил Андреевич особенно интересовался, славный крепостной его садовник Парфений Поликарпов стал впоследствии городским садовником Харькова); вырыты два пруда (они и сейчас есть — авт.), по берегам посажены плакучие ивы, серебристые и канадские тополи; через пруды перекинуты диковинные мосты; устроен паром, беседки, фонтаны; в некоторых местах под деревьями положены огромные камни, вероятно, привезенные издалека чумаками; в перелеске, вдавшемся в парк, вырублены кресла в дубовых пнях на корню; изваян из дерева какой-то монах, о котором теперь сохранилось лишь смутное предание; в лесной глуши на дубе взгроможден «эрмитаж» — что-то вроде жилища Робинзона; по дороге в усадьбу, на протяжении версты с лишком, насажена аллея пирамидальных тополей, которая позднее, уже после смерти Михаила Андреевича, могла смело соперничать со знаменитой кисловодской аллеей, — а при въезде в парк поставлена затейливая арка из часто сколоченных березовых стволов и сучьев в бересте. На одном из прудов плавали лебеди; по саду ходили павлины».
Хоть сам дом каким-то чудом дожил до наших дней, сейчас он рушится. Тридцать лет назад усадьбе присвоили статус исторического памятника. С тех пор он ни разу не реставрировался. В разное время здесь был склад, швейные мастерские и даже цех по выращиванию грибов. Последние несколько лет часть дома пустует, а в другой живут три семьи.
Кстати, после нескольких поколений Щербининых усадьбой владел архитектор А.П. Флотта. После Октябрьской революции он эмигрировал в Германию. Говорят, во время Великой Отечественной, в 42-м году, он приезжал в Бабаи, смотрел, можно ли реставрировать усадьбу... Потомков же самих Щербининых по всему миру разбросано достаточно много, но знают ли они о том, что дом их предков признан историческим памятником и, несмотря на это, находится на грани исчезновения, не известно.
В 2005 году из дома Щербининых директор городского музея керамической плитки сантехники вывезла уникальные изразцы середины 19-го века, изготовленные харьковским заводом Василия Петрова. По её мнению, она спасала экспонаты от разрухи и воровства. Тогда с этим не были согласны представители Музея городской усадьбы. Они утверждали, что изразцы были ею украдены, так как вывезены без разрешения управления культуры. Даже собирались обратиться в прокуратуру.
Сама же Софья Проскура утверждала, что изразцы переданы в музей керамической плитки официально, с согласия владельца дома Щербининых - председателя КСП "Червоний партизан". Судя по тому, что с тех пор за реставрацию усадьбы так никто и не взялся, она действительно спасла хоть что-то…

А вот и фотографии:

Это не просто дом - это Дом Культуры! Очень символично, что разрушающийся исторический и культурный памятник Слобожанщины находится прямёхонько напротив него.



А это дом Щербининых, с лицевой стороны. Фотографировать очень сложно, т.к. практически вся лицевая сторона дома ограждена мощным каменным забором.



Но где-то же этот забор должен иметь брешь... Поэтому, я стала обходить дом. Забор закончился там, где началась заброшенная часть дома.





На окнах и дверях видны попытки сделать невозможным проникновение - решётки, заколоченные двери, но после дёрганья за всё, что могло бы случайно отвалиться, лазейка таки нашлась, и я оказалась в одной из комнат.

Зрелище печальное - обкаканное, разворованное и обклеенное газетами...



Заброшенная часть дома сама по себе большая, если учесть, то существует жилая часть, то дом в целом не маленький. Судить же о том, каким он был сложно...





А вот печи и камин...Таких, считают специалисты, на Слобожанщине больше нет: одна из них построена в 1809 году. Причем соорудить ее приглашали печника из Петербурга, так как печь местного мастера очень дымила. Пришлось переделывать. ечь голандка была облицована синими изразцами с украинским растительным орнаментом, кафлей, как тогда говорили. Кирпичи другой печки не простые — огнеупорные, с клеймом Павловского кирпичного завода.



Крыша в двух комнатах уже провалилась. В остальных - это ворос времени...

В одной из комнат была вот такая окружность:



явно крыша погреба, на поиски которого я и отправилась. Искать не пришлось. Вход был обнаружен сразу.





В погребе жууууутко холодно и темно. Он большой и прикольный - полукруглые потолки , ниши в стенах, стена-перегородка, которая делит общее помещение на как бы две зоны.



К одной из сторон дома добраться было невозможно, потому пришлось воспользоваться ржавой штуковиной



забравшись на которую можно было сфотать недоступную сторону дома и выход на крышу через чердак



Кроме дома в кадр попал то ли сарай, то ли амбар Щербининых.



Собственно, всё... Если честно, то никакого стетического удовольствия от изучения дома я не получила... Единственное, что хоть как-то не давало разочароваться - поиски конюшни, амбара, прудов и садов (об этом не буду - тоже никакого эстетического удовольствия), и еще какой-никакой адреналин в момент, когда житель дома стал заглядывать в окна, т.к. услышал мое шуршание.

Уже практически убитая жарой, я все-таки пошла (поехала) посмотреть на еще одну штуковину. В Бабаевском лесу, расположен гидрологический памятник природы местного значения, известный как "Холодная Сковородиновская криница". Согласно легенде, странствующий философ сам раскопал этот родник.

Попасть к роднику просто - через территорию кемпинга, по "Стежке Сковороды" до указателя. По пути встречается следующее:



Вот всякая информация про Сковороду



А вот... сам родник...



Вот такая поездочка... Не самая интересная... В плюс только массив перелопаченной информации. Кстати, если кто-то что-то знает и может дополнить или откорректировать информацию собранную мной - милости прошу

Источник: http://lizaraduga.livejournal.com/52985.html
__________________
Если Вас что-то смущает во мне — не нужно ставить меня в известность. Попробуйте пережить потрясение самостоятельно.
Dementy вне форума   Ответить с цитированием

После регистрации, реклама после первого сообщения, будет скрыта от просмотра.


Старый 11.06.2017, 07:51   #2  |  Поделиться
рю Фрошо
Super Moderator
 
Аватар для рю Фрошо
 
Регистрация: 28.01.2016
Сообщений: 3,716
рю Фрошо скоро придёт к известности; 15%рю Фрошо скоро придёт к известности, 15%рю Фрошо скоро придёт к известности, 15%
Родина:

Погреб круче и основательнее дома. Что наводит на мысль, что это дом не его родной, а построен на месте другого.
__________________
рю Фрошо вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Нижняя навигация
Вернуться   Харьковский форум > Харьков > Харьковская область > Районы области > Харьковский район > Бабаи

Метки
архангельское, бабаи, посёлок, харьковская область, харьковский район


Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 08:30. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Copyright © 2014 - 2017 Kharkovforums

Время генерации страницы 0.20731 секунды с 8 запросами