Харьковский форум
 
 
 
 
 
 
 
 


Вернуться   Харьковский форум > Новости. Политика. История > Новости в Харькове, Украине и за рубежом > РБК

РБК РосБизнесКонсалтинг — ведущая российская компания в сферах масс-медиа и информационных технологий

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 01.09.2016, 17:00   #1
РБК (ТС)
 
Аватар для РБК
 
Регистрация: 28.01.2016
Сообщений: 22,658
РБК на пути к лучшему; 2%РБК на пути к лучшему, 2%РБК на пути к лучшему, 2%

Дагестанские борцы: как Керимов и Магомедов бьются за порт в Махачкале

Вид на порт Махачкалы

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Порт Махачкалы, за который борются структуры Сулеймана Керимова и Зиявудина Магомедова, по решению суда должен погасить долг на 156 млн руб. Если порту не удастся договориться о рассрочке, ему угрожает банкротство

Частичная победа

Арбитражный суд Дагестана частично удовлетворил иск малоизвестной кипрской компании Arolia Holdings Limited, которая пыталась взыскать с порта 678,18 млн руб., говорится на сайте суда. Решение было принято в среду, 31 августа.

Суд взыскал с порта лишь 156 млн руб., пояснил РБК помощник гендиректора предприятия Аликбер Абдулгамидов. Эта сумма сопоставима с чистой прибылью компании, которая по итогам прошлого года составила 161,5 млн руб. при выручке в 657,44 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»).

Долг перед кипрским офшором возник после того, как кредитор порта Сбербанк в 2013 году переуступил ему права требования, обеспеченные кранами, судами и другим портовым имуществом. Источник, близкий к Сбербанку, ранее говорил РБК, что на тот момент с учетом процентов долг оценивался «примерно на 600 млн руб.». Банк его продал, потому что кредит не обслуживался.

Абдулгамидов не стал уточнять, как удалось снизить сумму требований более чем вчетверо, но признал, что «по долгам надо платить». С представителем Arolia Holdings связаться не удалось.

Иск, грозящий порту утратой значительного числа активов, возможно, свидетельствует о том, что на новый уровень вышла многолетняя борьба за контроль над Махачкалинским портом между двумя крупнейшими дагестанскими бизнесменами — Сулейманом Керимовым и Зиявудином Магомедовым.

Керимов пытается взять под контроль этот порт с середины 2000-х годов, когда он стал главным меценатом и инвестором республики. Но приватизация предприятия несколько лет откладывалась: это до сих пор ФГУП, которым управляет Агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Однако порт можно фактически контролировать через гендиректора: чей кандидат его возглавляет, тот и получает контроль над деятельностью предприятия. С сентября 2010 года портом руководил гендиректор, считавшийся человеком Керимова. Но в конце мая 2016 года, когда истек срок его полномочий, Росморречфлот провел конкурс и назначил нового руководителя, который считается ставленником Магомедова, с 2013 года включившегося в борьбу за влияние в республике и, в частности, за контроль над портом.

Экспортный канал

Махачкалинский порт — единственный незамерзающий порт на Каспийском море. Его доля на российском рынке невелика: при общем объеме грузооборота портов в 2015 году (676,7 млн т) в Махачкале было перевалено лишь 3,8 млн т, из них нефти и нефтепродуктов — 3,4 млн т (данные Port News). Но через этот порт переваливается нефть, добываемая российскими, туркменскими и казахскими компаниями на Каспии, которая затем поступает на экспорт по нефтепроводу Махачкала — Новороссийск, замечает директор по развитию Port News Надежда Малышева: «Этим объясняется такая борьба за порт: его владелец сможет влиять на экспорт региональной нефти».

И у порта есть перспективы. В конце апреля тогдашний гендиректор порта Ахмед Гаджиев заявил, что порт готов возобновить паромное сообщение с Ираном после отмены санкций и уже подготовил оборудование для приемки до 200 рефрижераторных контейнеров в месяц. По его словам, пропускная способность порта Махачкалы составляет 11,4 млн т в год, из них нефти и нефтепродуктов — 7,9 млн т. Мощность зернового терминала порта составляет 0,5 млн т в год, добавил он. Снятие санкций с Ирана активизировало судоходство, может быть увеличена перевалка нефти и других товаров, признает Малышева. Правда, у порта плохо развита инфраструктура, поэтому товары придется везти по суше (в отличие от Астрахани, откуда возможна транспортировка по рекам).

При этом порт Махачкалы уже лишился одного из крупных клиентов, работающих на Каспии, — нефтегазовой компании ЛУКОЙЛ. ЛУКОЙЛ нашла более интересное направление реализации нефти через Баку, сказал РБК источник в компании: причина переориентации поставок — экономическая.


Надежда на рассрочку

Задолженность Махачкалинского порта перед Сбербанком образовалась еще в 2008–2009 годах при прежнем руководителе порта Абусупьяне Хархарове (Хархаров ушел в отставку в сентябре 2010 года), рассказал РБК Абдулгамидов. По его словам, этот кредит обеспечен «кранами, судами и другим имуществом». Залогом по кредиту, который перешел от Сбербанка к Arolia Holdings, являются четыре портальных крана и два теплохода «Дагестан» и «Али Алиев», следует из материалов Кировского районного суда Махачкалы (этот суд также рассматривал аналогичный спор). В качестве обеспечения также было предоставлено оборудование зернового терминала.

Новое руководство во главе с Ахмедом Гаджиевым (брат друга Керимова, депутата Госдумы Магомеда Гаджиева. — РБК) достигло устной договоренности с кредитором о реструктуризации кредита, утверждает Абдулгамидов. Но в конце мая 2016 года Росморречфлот назначил новым гендиректором порта Андрея Гормаха (несколько лет проработал в структурах Магомедова), и ​кредитор, возможно, опасаясь невыполнения портом достигнутых договоренностей, обратился в суд, предполагает он. Порт удовлетворен постановлением суда, снизившим сумму требований, но пока не решил, будет ли его оспаривать: текст постановления еще не поступал.

Сейчас порт не имеет возможности погасить долг в 156 млн руб., поэтому его руководство будет договариваться с кредитором (Arolia Holdings) об отсрочке платежей и составлении графика погашения долга, передал РБК через пресс-службу и.о. гендиректора порта Мурад Хидиров.

Но если порт не сможет рассчитаться с долгами и договориться о рассрочке, имущество порта (за исключением причалов и активов, которые могут находиться только в госсобственности) может быть продано с торгов в ходе процедуры банкротства или исполнительного производства, предупреждает федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. Но в ведении порта находится имущество, не подлежащее отчуждению в частную собственность, поэтому деятельность предприятия остановлена не будет, подчеркивает собеседница из агентства морского транспорта.

​«Это очень похоже на классические схемы 1990-х годов, когда захватывали предприятия: брали в банке кредит под залог имущества, затем его перекупал кипрский офшор и начинал требовать это имущество, — замечает сотрудник одного из крупнейших грузоотправителей порта. — Инициаторы всего этого действа остаются в большом плюсе: у них и имущество, и компанию они могут купить по бросовой цене в рамках процедуры банкротства».

​По данным кипрского реестра, 100% Arolia Holdings принадлежит Fort Partners S.A., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. С представителями обеих компаний связаться не удалось. Но, согласно картотеке арбитражных судов Москвы и Дагестана, в 2012–2013 годах Arolia Holdings участвовала в банкротстве другой дагестанской компании — «Авиалиний Дагестана», опять же перекупив требования у одного из кредиторов.

Битва за порт

Arolia Holdings аффилирована с «Нафта Москва» Керимова, сообщил РБК источник в правительстве Дагестана и подтвердил сотрудник одного из крупнейших грузоотправителей порта. Запрос РБК, направленный в приемную Керимова, остался без ответа.

По данным источника в республиканском правительстве, Arolia перекупила долг у Сбербанка с 50-процентным дисконтом (представитель банка это не комментирует). По его словам, компания «длительное время» не предпринимала никаких попыток взыскать долги. А активизацию действий кредитора он объясняет возникновением конфликтной ситуации вокруг порта и перспективой смены его руководства.

В конце мая коллектив Махачкалинского порта воспринял в штыки назначение нового гендиректора Андрея Гормаха, выступив в защиту своего прежнего руководителя Ахмеда Гаджиева. Профсоюзные лидеры объявили забастовку и написали письмо в администрацию президента, заявив о некомпетентности Гормаха и пригрозив бойкотом выборов в Госдуму. На работу новый начальник так и не попал. Точно так же с боем проходила смена директора порта в прошлый раз — в 2010 году Керимов через Росморречфлот добился снятия многолетнего начальника порта Хархарова, писал Forbes, но новый гендиректор в первый же рабочий день ​не смог выехать с предприятия: на улице его ждала толпа, которая его избила так, что тот попал в больницу. В итоге в сентябре 2010 года порт все-таки возглавил Гаджиев.

Гормах в 2013–2015 годах работал заместителем гендиректора Объединенной зерновой компании, подконтрольной группе «Сумма» Зиявудина Магомедова. Магомедов — главный соперник Керимова в Дагестане и еще один претендент на этот актив. «Сумма», которая вместе с «Транснефтью» контролирует Новороссийский морской торговый порт (между Махачкалой и Новороссийском проложен магистральный трубопровод), неоднократно заявляла об интересе к Махачкалинcкому порту и даже собиралась там строить новые терминалы. «Сумма» и сейчас «видит большой потенциал для развития порта» и готова рассмотреть возможность его покупки, если государство выставит его на продажу, сказал РБК ее представитель. Ситуацию с решением суда по иску Arolia он не комментирует.

Решение Росморречфлота о назначении нового гендиректора оспорил еще один соискатель на эту должность — Магомед Кантаев. Кто за ним стоит, неизвестно, но его иск явно сыграл на руку прежнему руководителю порта Гаджиеву, которого поддерживает Керимов: по его ходатайству 30 мая Гудермесский городской суд Чечни принял обеспечительные меры и наложил арест на издание приказа ​о назначении нового руководителя порта. Более того, 9 июня Генпрокуратура выявила нарушения при проведении этого конкурса и поручила руководителю Росморречфлота Владимиру Олерскому устранить нарушения. Агентство будет отстаивать принятое решение о новом начальнике Махачкалинского порта, используя «все правовые инструменты», заявила РБК его представитель. Но решение Гудермесского суда пока оспорить не удалось — из-за болезни истца судебное разбирательство отложено на неопределенный срок. Избранным ​гендиректором предприятия является Гормах, вопрос проведения повторного конкурса сейчас не рассматривается, подчеркнула она.

Но сейчас людям Керимова, вероятно, удалось сохранить контроль над портом, потому что назначение Гормаха, чью кандидатуру мог продвигать Магомедов, фактически не состоялось, констатирует шеф-редактор сайта «Кавказская политика» Беслан Успанов. ​Сам по себе порт Махачкалы как актив, который сейчас находится в упадке, не настолько интересен структурам Магомедова и Керимова, как борьба за влияние над республикой, считает он. Победитель, скорее всего, обозначит свое превосходство в Дагестане, предполагает эксперт. Экономическая составляющая в борьбе за порт отсутствует, соглашается управляющий партнер InfraNews Алексей Безбородов. Он считает, что даже между портами Махачкалы и Новороссийска нет особой синергии, потому что связывающая их труба принадлежит «Транснефти».

«Криминальные угрозы»

В начале июня «Транснефть» предупредила о «криминальных угрозах» при работе в Махачкале. В «Транснефть» регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал «Дагнефтепродукта» в порту Махачкала для транспортировки по системе магистральных нефтепроводов в порт Новороссийск, говорилось в сообщении компании. Так, в мае 2016 года ​«Дагнефтепродукт», приняв 5 тыс. т туркменской нефти, отказалось сдать этот объем в систему «Транснефти». К тому же компании жалуются, что из резервуаров «Дагнефтепродукта» поступает «некондиционная» нефть — с превышением допустимых показателей концентрации хлористой соли и воды, указывала транспортная монополия.

«Криминальная обстановка на «Дагнефтепродукте» и бездействие республиканских административных структур фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащую государству. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как БТД [Баку — Тбилиси — Джейхан] и порты Грузии», — предупреждала «Транснефть».

Позже ​президент «Транснефти» Николай Токарев заявил, что порт Махачкалы может быть закрыт для отгрузки нефти. Впрочем, представитель порта сказал РБК, что он не имеет отношения к деятельности «Дагнефтепродукта».


Третья сторона

Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил в интервью РБК 11 июля, что является сторонником скорейшей приватизации порта, чтобы его передали инвестору, предложившему лучшую программу развития. «Вместо этого втайне от меня порт начали от одной группы влияния передавать другой группе влияния. А это что означает? Это означает, что мы переносим конфликт в Дагестан, потому что за каждой группой влияния стоят 300–500 человек», — пожаловался Абдулатипов.

Он пригрозил, что если «две группы дагестанцев» (структуры Керимова и Магомедова) не прекратят противостояние, то порт отойдет третьей стороне: ​«Я вообще считаю, что нам для развития порта нужен третий человек, и мы уже ведем переговоры с определенными людьми». Позже стало известно, что этим активом интересуется экс-владелец Черкизовского рынка Тельман Исмаилов. По данным дагестанских СМИ, сейчас он ведет переговоры с руководством республики от имени турецкого холдинга Yildirim Group Inc, крупного оператора в области кораблестроения, модернизации портового хозяйства и организации логистики по морской торговле. Впрочем, представитель Абдулатипова это не комментировала, она лишь отметила, что «переговоры находятся на завершающей стадии и скоро Рамазан Гаджимурадович объявит о своем решении».

Руководство Дагестана «полностью в курсе» ситуации, сложившейся вокруг порта Махачкалы, и знает об имеющемся долге перед Arolia Holdings, заявил РБК источник в правительстве республики. Но власти не отдают предпочтений никому из участников спора и заинтересованы только в том, чтобы порт эффективно работал и выполнял свои функции и возможности на 100%. «Принципиальная позиция» Абдулатипова относительно имеющихся исков к предприятию состоит в том, что этот вопрос должен решаться в судебном порядке, без какого-либо административного вмешательства и давления. «Если стороны не договорятся, то вероятна перспектива того, что порт перейдет в руки нового игрока и третьей стороны. Если это не противоречит законам РФ, это может быть любая компания, в том числе с участием иностранного капитала», — добавил собеседник РБК. 

Let's block ads! (Why?)


Источник: rbc.ru
РБК вне форума   Ответить с цитированием

После регистрации, данная реклама будет скрыта от просмотра.


Ответ

Нижняя навигация
Вернуться   Харьковский форум > Новости. Политика. История > Новости в Харькове, Украине и за рубежом > РБК


Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 03:53. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Copyright © 2014 - 2016 Kharkovforums

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Время генерации страницы 0.35404 секунды с 8 запросами