Харьковский форум
 
 
 
Форум в социальных сетях:    
 
 
Магазин электроинструмента
 
 
 


Вернуться   Харьковский форум > Новости. Политика. История > Новости в Харькове, Украине и за рубежом > РБК

РБК РосБизнесКонсалтинг — ведущая российская компания в сферах масс-медиа и информационных технологий

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 20.02.2016, 16:00   #1  |  Поделиться
РБК (ТС)
 
Аватар для РБК
 
Регистрация: 28.01.2016
Сообщений: 53,294
РБК на пути к лучшему; 2%РБК на пути к лучшему, 2%РБК на пути к лучшему, 2%

Деньги с ветерком: как стартап хочет заработать на прокате самокатов

Основатель стартапа Samocat SharingSystem Василий Быков

Фото: Алина Рудя для РБК


Предприниматели из Калининграда намерены приучить москвичей к езде на прокатных самокатах. Идея хорошая, но не для нашей плитки и бордюров, предупреждают эксперты

Идея сдавать самокаты в аренду пришла предпринимателю Василию Быкову в аэропорту. Обучаясь в бельгийской бизнес-школе Vlerick, он часто летал домой в Калининград, и в какой-то момент ему надоело ходить пешком по терминалам. «Я стал использовать чемодан-самокат и пожалел, что не могу иметь самокат в каждом городе, куда прилетаю, а не летать вместе с ним», - вспоминает Быков в интервью РБК.В мае 2015 года Быков познакомился с Алексеем Костыгиным, которого заинтересовала самокатная идея. Вдвоем они задумали развернуть сеть мини-станций проката обычных (без электодвигателя) самокатов, где каждый пользователь сможет оплатить услугу со смартфона и превратить, например, 20-минутную пешую прогулку в 5-минутную поездку на самокате. «Станция на десять самокатов занимает всего полтора квадратных метра. Она органично впишется везде, и при этом человек будет чувствовать себя свободным – сможет сократить время на дорогу и оставить самокат на следующей станции», - объясняет Быков.

Осенью 2015 года Быков зарегистрировал компанию «Самокат шеринг». Компания подала заявку на конкурс стартапов GenerationS – и в декабре заняла второе место в треке Smart City, получив грант в 1,2 млн руб. от GenerationS и 2 млн руб. от фонда Бортника. Благодаря конкурсу стартап получил возможность сотрудничества с девелоперской компанией «Мортон», которая была индустриальным партнером трека Smart City. «Когда они только пришли, у них едва сформировалась идея и команда, но за полгода, что длился цикл акселерации, они разработали план, сделали прототип и свой продукт», - рассказала РБК директор департамента инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова.

Самокаты в цифрах

€100 тыс. – первоначальные инвестиции в проект

6,5 кг – масса прокатного самоката для взрослых

300 тыс. руб. – себестоимость производства станции на 10 самокатомест

Около 100 массовых заездов на самокатах прошло в Москве с 2011 года

40 человек – среднее количество участников заездов на самокатах в Москве в 2015 году

75% пользователей городских самокатов в Москве – люди в возрасте 25-45 лет

Источник: данные компании, движение городских самокатов Let’s Kick Moscow


Два колеса и руль

К настоящему времени в «Самокат шеринг» вложено €100 тыс., большую часть которых Быков взял из собственных сбережений, нажитых вендинговым бизнесом в Калининграде. Из них 3,5 млн руб. ушло на создание прототипа самокатной станции, железо для которой произвели в Калининграде, а облачное решение и электронику разработали с помощью Лаборатории аэрокосмической инженерии МГУ. Сейчас у компании есть готовый прототип станции на четыре самоката (по плану стандартная станция будет включать 12 ячеек, из которых 10 будут заняты самокатами).

Первый самокат в феврале 2016 года собрали в Китае на базе модели французского производителя Decathlon. «Нам пришлось адаптировать их вариант, чтобы выставлять его на улице для общего пользования», - говорит Быков. На «прокатную» версию установили более прочные колеса (диаметром 10 дюймов) и тяжелые подшипники, рассчитанные на большую нагрузку, а также поставили все откручиваемые детали на заклепки или неснимаемые болты, поверхность покрыли антикоррозийным составом. В руль встроили электронные датчики, чтобы отслеживать местонахождение самоката и сообщать о его поломках.




Фото: Алина Рудя для РБК


Бизнес-модель

Быков считает, что каждая ячейка с самокатом будет стоить около 30 тыс. руб. Первые тестовые станции компания планирует запустить в работу в мае сразу в двух городах – Москве и Берлине. Быков рассчитывает, что часть затрат на установку и обслуживание самокатных станций возьмет на себя бизнес. «Например, город установит сеть станций на центральных вокзалах и остановках за свой счет, но если появляется предприниматель, у которого ресторан в 1-2 км от станции метро, он запросто покупает станцию и с помощью нашей облачной платформы подключает ее к общей сети», - объясняет он. В этом случае бизнес получит дополнительную прибыль за счет притока новых клиентов, а также будет собирать непосредственно пользовательскую плату от использования самокатов. По словам Быкова, с ноября 2015 года стартап получил более 200 заявок от заинтересованных предпринимателей.

Самокаты за рубежом

На сегодняшний день в мире нет функционирующих городских систем проката самокатов, тем более в схожих с Россией климатических условиях, но в нескольких странах разрабатываются похожие проекты.

В Австралии дизайнер и студент университета Нового Южного Уэльса Антон Граймс разработал систему проката электрических самокатов Link Urban Scooter, в основе которой лежит система станций у фонарных столбов. По задумке автора, такая станция не требует дополнительной инфраструктуры, уже подключена к электричеству и обеспечивает подзарядку и хранение трех самокатов. Пользователи подносят кредитку к небольшому экрану на столбе, выбирают самокат в аренду и могут вернуть его на любой следующей свободной станции.

В Израиле в 2014 году стартап Roadix разработал складные трехколесные электрические самокаты, а также станции для их аренды и подзарядки. Самокат из алюминия и карбона весом 14-18 кг развивает скорость до 25 км/ч и может проехать до 30 км на одном заряде батареи. Проект привлек инвестиции от израильского венчурного фонда Capital Nature.

В Тайване в мае 2014 года студенты-дизайнеры Пей-Чи Ден и Ю-Тин Ян разработали проект City Scooter – городскую систему проката трехколесных самокатов для офисных работников и туристов. Однако в городе, где функционирует система велопроката, а также разрозненные точки проката скутеров, проект не получил распространения.


Сейчас Samocat Sharing рассматривает две основные модели. Первая – общественная, когда город или бизнес устанавливают станции в парках, на променадах, набережных и в прочих туристических зонах. Вторая – корпоративная, когда крупное предприятие устанавливает сеть станций, чтобы сократить расстояние между корпусами и сэкономить время, которое сотрудники тратят на перемещение по территории. По расчетам Быкова, установка 5 тыс. самокатных станций возле крупных транспортных узлов, станций метро и остановок в Москве обойдется городу в 1,5-2 млрд руб. При этом каждая станция будет генерировать еще 2-3 станции, которые будет устанавливать малый бизнес, чтобы привлекать к себе клиентов. Samocat Sharing будет получать комиссию за обработку платежей и скоринг клиентов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Деньги на колесах: как заработать на сигнализации для велосипедов

Расценки для пользователей Быков предлагает демократичные: 500 руб. в месяц или 100 руб. в день за неограниченный доступ к самокатам. Для сравнения: доступ к городской системе велопроката в 2015 году стоил 150 руб. в сутки и 600 руб. в месяц. Быков считает, что при таких расценках сеть из 125 станций (1250 самокатов) будет приносить 5 млн руб. выручки в месяц при условии, что на один самокат будет куплено 10 абонементов. «За туристический сезон с мая по сентябрь сеть может принести 35 млн руб. выручки и фактически окупить затраты на свое создание, - считает предприниматель. – В наших расчетах возврат инвестиций в точку проката в парковой зоне происходит за два-три месяца, в городе - за два года», - говорит предприниматель.

Быков рассчитывает, что московские власти заинтересуются его проектом, хотя пока не общался с ними. Но в департаменте транспорта столицы пока сосредоточены на развитии инфраструктуры для велосипедистов. В 2016 году в городе продолжат расширять сеть велопроката (в 2015 году она включала 300 станций), а также планируют запустить прокат электровелосипедов, рассказали РБК в департаменте транспорта. Но в Samocat Sharing не унывают: они ведут разработку электросамоката, который, правда, получается вдвое дороже, чем обычный, и готовятся предложить свои услуги строительной компании Vinci, которая в марте должна принять решение об установке нескольких пилотных самокатных станций в аэропортах Страсбурга и Франкфурта.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Потенциальные клиенты:

«Мы бы внедряли это решение очень осторожно»


Юрий Васильев, директор по инновациям ГК «Мортон»:В микрорайоне Ильинское-Усово на Новорижском шоссе мы строим монорельс и пытаемся решить проблему «последней мили»: чтобы от каждой из трех станций монорельса можно было добраться быстро до дома. Мы подумываем внедрить тестовую систему проката самокатов Samocat Sharing в нашем микрорайоне. Сами самокаты, на наш взгляд, должны быть попроще и подешевле, а в выполнении станций можно многое заимствовать у системы велопроката. Поэтому мы бы внедряли это решение очень осторожно, начиная с самых простых версий и усложняя по мере освоения рынка. Окончательное решение ожидается к лету.

«Будем рады предоставить нашу территорию для пилотного проекта


Владимир Грошев, руководитель управления развития инфраструктуры Технополиса «Москва»Мы рассматривали предложение Samocat Sharing в качестве сервиса для посетителей и арендаторов нашей площадки площадью 300 тыс. кв. м. Но поскольку решение совсем новое, хотелось бы ознакомиться с деталями, прежде чем внедрять сервис. Мы открыты к диалогу и будем рады предоставить нашу территорию для пилотного проекта, чтобы понять, как оно работает на практике, и какова его ценность для пользователей. Но к сожалению, мы пока не готовы вкладываться в покупку оборудования.

«Инвестировать в установку станции мы не готовы, поскольку идея очень спорная»


Сергей Десятов, гендиректор Центра дизайна ARTPLAYЕсли бы нам предложили установить у себя такую станцию без затрат с нашей стороны, то почему бы и нет? Места она много не займет и, возможно, действительно кому-то это будет полезно. Однако инвестировать в установку станции мы не готовы, поскольку идея очень спорная. Самокаты – это весело и спортивно, однако это не будет работать как бизнес. Во-первых, самокат – дешевое транспортное средство даже по сравнению с велосипедом. Многие имеют собственные самокаты и носят их с собой. Во-вторых, в городе полно плитки, кататься по которой на самокате – то еще удовольствие. В отличие опять же от велосипеда на самокате трясет. В-третьих, это опасно для компании-владельца самокатов. От упавших и задавленных машинами граждан могут поступать претензии к компании.

Эксперты:

«Проекту придется проводить огромную информационную работу»


Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков РВКУ проекта много преимуществ: система проката самокатов достаточно легко разворачивается, учитывает особенности потребительского спроса – например то, что все больше людей ведут​ здоровый образ жизни. Бизнес-модель тоже выглядит разумно: у предпринимателей, чьи точки продаж находятся не очень близко к транспортным магистралям, есть потребность в клиентах, но далеко не все могут себе позволить запустить регулярные маршруты автобусов, поэтому самокаты могли бы стать хорошей альтернативой. Но есть и недостатки. В частности, самокаты все-таки пока выбирает молодежь и люди, ведущие активный образ жизни. Люди более старшего возраста скорее предпочтут традиционные виды транспорта. Кроме того, рынка еще нет – его только предстоит создавать, а значит, команде предстоит столкнуться со всеми плюсами и минусами, с которыми сталкиваются первопроходцы. Проекту придется проводить огромную информационную работу как среди людей, которые должны будут повесить точки аренды самокатов, так и тех, кто будет ими пользоваться.

«Прокат самоката должен стоить дешевле, чем велосипеда»


Александр Нилов, основатель движения городских самокатов Lets Kick MoscowУ меня нет сомнений, что система проката самокатов будет востребованной, но все зависит от того, как она будет реализована. Во-первых, система должна быть легкой в использовании. Во-вторых, прокат самоката должен стоить дешевле, чем велосипеда, поскольку в голове потребителя самокат намного дешевле велосипеда. Я бы посоветовал проекту отказаться от идеи проката электрических самокатов, поскольку они вдвое тяжелее обычных. Их использование предполагает отсутствие бордюров, а в Москве безбарьерная среда – мечта на 20 лет вперед. Кроме того, потребуется подключение к электросетям, что увеличить стоимость проекта и затянет его реализацию. Самая перспективная модель – это микросети, например, между кинотеатрами, кафе, или районами, которые впоследствии могут быть объединены в большую сеть».


This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading  


Источник: rbc.ru
РБК вне форума   Ответить с цитированием

После регистрации, реклама после первого сообщения, будет скрыта от просмотра.


Ответ

Нижняя навигация
Вернуться   Харьковский форум > Новости. Политика. История > Новости в Харькове, Украине и за рубежом > РБК


Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 04:42. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2017, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Copyright © 2014 - 2017 Kharkovforums

Время генерации страницы 0.08125 секунды с 8 запросами