Харьковский форум
 
 
 
 
 
 
 
 


Вернуться   Харьковский форум > Новости. Политика. История > Новости в Харькове, Украине и за рубежом > РБК

РБК РосБизнесКонсалтинг — ведущая российская компания в сферах масс-медиа и информационных технологий

Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 01.06.2016, 14:20   #1
РБК (ТС)
 
Аватар для РБК
 
Регистрация: 28.01.2016
Сообщений: 22,527
РБК на пути к лучшему; 2%РБК на пути к лучшему, 2%РБК на пути к лучшему, 2%

Нелетные цены: как топливный рынок определяет стоимость авиабилетов

В то время, как зарубежные авиакомпании бьют рекорды по прибыли, условия для российских авиалиний продолжают ужесточаться

Пассажирские авиаперевозки - один их самых неприбыльных бизнесов. Как однажды сказал Ричард Брэнсон: “Если Вы хотите стать милионером, начните с миллиардом долларов в кармане и запустите авиакомпанию”. Последние три года российская авиация находится в очень жестких условиях. Все следили за банкротством "Трансаэро", однако немногие заметили, что за последнее время в России деятельность прекратило еще семь менее значимых авиакомпаний (например, "Полет", "Эйр Самара", "ЮТэйр Экспресс").

Согласно исследованию агентства Fitch российскую авиаотрасль ждет продолжение консолидации в среднесрочной перспективе. Производственные мощности будут постепенно выводиться с целью достижения более высокой рентабельности. "Трансаэро" обанкротилась, "ЮТэйр" на треть сократила парк, а "Аэрофлот" консолидировал три дочерние авиакомпании под эгидой компании "Россия".

Компании активно ищут способы оптимизировать операционную деятельность с целью снижения издержек - это касается всех аспектов - от летного персонала до бортового питания. К сожалению, самый сильный фактор снижения расходов - падение цен на керосин, которым воспользовались большинство зарубежных авиакомпаний, в российской авиаотрасли почти не действует.

С начала 2014 г. по конец 2015 г. котировка Platts на авиационный керосин снизилась со $120 до $40 долл. за баррель – падение в три раза. Таким образом, стоило ожидать снижения средних тарифов на авиаперевозки на 15-20%. Однако этого не произошло.

Не секрет, что перевозчики сильно зависят от цен на авиатопливо. Согласно IATA затраты на авиатопливо в среднем составляют 29% расходов авиакомпаний. Учитывая низкую маржинальность пассажирских авиаперевозок, можно допустить, что и цена среднестатистического авиабилета на четверть состоит из затрат на керосин. Такая завязка на авиатопливо во многом определяет маржинальность авиакомпаний, поскольку цены на билеты часто не зависят от издержек, а больше определяются конкурентной средой.

По данным Департамента транспорта США, средний тариф на авиабилеты был неизменным до второй половины 2015 г., и лишь в конце года снизился на 8%. Цены на билеты в Европе также начали снижаться в конце прошлого года. Замедленная реакция связана с тем, что многие авиакомпании хеджировали цены на керосин, поэтому не сразу смогли воспользоваться ситуацией. Однако, даже с учетом временного лага, авиакомпании не сократили стоимость билетов в полном соотвествии с падением цен на топливо.

В целом, согласно исследованию Expedia, глобальное снижение цен на авиабилеты составило 8%, что все равно ниже вышеупомянутых 15-20%. В это же время глобальная авиаиндустрия бьет собственные рекорды по уровню рентабельности. Таким образом, авиакомпании США и Европы часть сокращения расходов на керосин транслировали в снижение тарифов, а часть в свою прибыль.

В России ситуация более интересна. Цены на авиабилеты снизились примерно на 8%, также как и во всем мире. Однако, такое падение не связано с изменением цен на топливо. На самом деле, цены на авиакеросин в 2015 г. были даже выше, чем в 2014 г. - на 5% в целом по России и на 10% в Московском авиаузле. 

Цены поднялись по двум взаимосвязанным причинам: изменению курса рубля и привязке внутренних цен к мировым. Российский рынок керосина довольно сбалансирован – более 80% производства приходится на внутреннее потребление. Однако, у нефтегазовых компаний всегда есть возможность продать на экспорт, поэтому цены на российском рынке – это альтернатива продажи зарубеж или экспортный паритет.

Считается экспортный паритет достаточно просто: берется цена на керосин на бирже (индекс Platts), из него вычитаются транспортная составляющая до НПЗ и экспортная пошлина. Таким образом, получается цена на НПЗ.

Российским компаниям нет смысла продавать по более низкой цене, чем экспортный паритет – обычно цена с НПЗ на несколько тыс. руб. (за тонну) выше, чем паритет. С другой стороны, существует импортный паритет для авиакомпаний – то есть сколько будет стоить привезти топливо из-за рубежа (индекс + транспорт до аэропорта).

Цены на керосин “в крыло” всегда будут плавать между экспортным и импортным паритетом. Если бы наш рынок был абсолютно конкурентным, то керосин продавался бы по экспортному паритету, если бы рынок был монопольным – по импортному. Реальную картинку можно увидеть на примере цен на топливо в Шереметьево.



Как можно заметить, на российском рынке цены далеки от экспортного паритета, что говорит о его монополизированности. Это действительно так, на трех основных игроков приходится более 80% продаж керосина в России. Ситуацию усугубляет наличие одного поставщика в большинстве аэропортов России, что не позволяет закупать топливо оптимально. Зайти в аэропорт, где уже есть поставщик, практически невозможно, поскольку доступ к инфраструктуре ограничен – ей либо владеет действующий поставщик, либо аэропорт, у которого с ним договоренность. Только в крупных аэропортах московского авиаузла есть конкуренция между большой тройкой – все остальные важные аэропорты России «поделены» между "Роснефть-Аэро", "Газпромнефть-Аэро" и "Лукойл-Аэро".

Налоговый маневр, принятый правительством в 2014 г., должен был снизить цены на керосин за счет стимулирования продаж на внутренний рынок и снижения экспортного паритета. Однако, пока что он работает только на увеличение поступлений в бюджет, а не на снижение внутренних цен (динамика цен в 2015г. показательна).

Таким образом, российские авиакомпании находятся под большим давлением – цены на билеты снижаются по причине высокой конкуренции, а большая часть издержек, таких как топливо и лизинг (из-за курса доллара), растет. Неудивительно, что крупнейшие компании отрасли продолжают наращивать убытки. По данным Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в первом полугодии 2015 г. убытки авиаперевозчиков составили 28 млрд руб.; за счет традиционно прибыльного III квартала убытки за год оцениваются примерно на ту же сумму – не менее 25–30 млрд руб.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Let's block ads! (Why?)


Источник: rbc.ru
РБК вне форума   Ответить с цитированием

После регистрации, данная реклама будет скрыта от просмотра.


Ответ

Нижняя навигация
Вернуться   Харьковский форум > Новости. Политика. История > Новости в Харькове, Украине и за рубежом > РБК


Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход



Текущее время: 15:15. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2016, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
Copyright © 2014 - 2016 Kharkovforums

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Время генерации страницы 0.13951 секунды с 8 запросами