PDA

Просмотр полной версии : Ушли на патент: мелкий бизнес Москвы сбежал от торгового сбора


РБК
06.04.2016, 22:50
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/3/58/754599541994583.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/58/754599541994583.jpg) Продажа цветов в Москве

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Введение торгового сбора в столице с 1 июля 2015 года вынудило мелкий торговый бизнес массово переходить на работу по патентной системе налогообложения. Власти добивались именно этого

По данным ФНС России, за второе полугодие 2015 года патент на ведение розничной торговли в Москве приобрели свыше 9 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), в результате чего число ИП, занимающихся торговлей на этой системе налогообложения, в столице выросло почти втрое — до 14,5 тыс. Эксперты считают, что власть добилась того, чего хотела: частичного обеления мелкого бизнеса.

Логика бизнеса

Торговый сбор введен в Москве с середины прошлого года. Фактически это вмененный налог, который индивидуальный предприниматель или компания, занимающиеся розничной торговлей в Москве, обязаны заплатить раз в квартал вне зависимости от результатов деятельности. Базовая ставка сбора для помещений до 50 кв. м — 21 тыс. руб. за пределами МКАД, 30 тыс. руб. — в пределах МКАД; для Центрального административного округа — 60 тыс. руб. За помещения площадью свыше 50 кв. м надо доплатить 50 руб. за каждый метр превышения. Если предприятие работает на основной налоговой системе, сбор можно отнести на себестоимость, если на упрощенной — зачесть при уплате налога на совокупный доход.

Наибольшую критику со стороны мелкого бизнеса вызвал порядок расчета торгового сбора — получилось, что маленькие платят непропорционально много. Так, предприниматель, ведущий торговлю на площади 40 кв. м в Центральном административном округе, должен заплатить в квартал 60 тыс. руб., а ведущий ту же деятельность на втрое большей площади — только 63,5 тыс. руб. «Это сделало торговлю на меньших площадях менее прибыльной, чем на крупных», — поясняет РБК эксперт по потребительскому рынку московского отделения «Опоры России» Сергей Рак.

Между тем большинство плательщиков торгового сбора — как раз мелкие торговцы. По данным департамента экономической политики и развития Москвы, на начало 2016 года на учете в качестве плательщиков сбора стояло около 28 тыс. организаций и ИП (по данным управления ФНС по Москве — 35 тыс.), из них около 15 тыс. платили за помещения менее 50 кв. м.

Неудивительно, что часть ИП решили мигрировать с упрощенной налоговой системы (УСН, 6% с выручки) на патентную систему, которая от торгового сбора освобождает. На первый взгляд это ничего не дает: сумма торгового сбора по закону не может превышать стоимость патента на торговлю (а де-факто равна ему). Но есть два нюанса. Во-первых, есть ИП, которые зарегистрированы в других регионах (прежде всего — в Московской области), но торгуют в Москве. «По закону зачесть торговый сбор можно, только если налог по УСН заплачен в бюджет Москвы», — объясняет Наталья Горбова из «Контур.Школы». То есть такой предприниматель заплатит и сбор, и налог. Во-вторых, даже московские ИП, ведущие несколько видов деятельности, могут столкнуться с трудностями по зачету торгового сбора в уплату УСН. Чтобы это сделать, они должны вести отдельный учет доходов по торговле и другим видам деятельности и могут претендовать на уменьшение налога только в части доходов от торговых операций. Особенно заметен рост нагрузки должен был быть для тех предпринимателей, которые занижали выручку и фактически не платили ничего.

Логика города​

Из слов руководителя департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова следует, что так и было задумано: «Владельцы маленьких торговых точек могут купить патент и получить освобождение от торгового сбора. И рост количества ИП, купивших патент в прошлом году, когда торговый сбор заработал в городе, говорит о том, что бизнес оценил это преимущество патентов».

Московские власти с самого начала не скрывали, что введение торгового сбора призвано не столько увеличить поступления в городской бюджет, сколько выровнять условия ведения бизнеса в торговой сфере. «Введение сбора коснется 50% бизнеса, который сегодня находится в тени и вообще ничего не платит, — говорил 9 декабря 2014​ года на заседании правительства Москвы мэр Сергей Собянин. — Это создание равной конкурентной среды, некой справедливости по отношению к бизнесу».

По деньгам город не проиграл: ​поступления от торгового сбора в четвертом квартале 2015 года упали почти на 13% по сравнению с третьим: 2 млрд против 2,3 млрд руб. Но пока это с лихвой компенсировано дополнительными поступлениями от продаж патентов на розничную торговлю, которые, по данным департамента экономической политики, составили около 0,6 млрд руб.

«Торговый сбор без преувеличения — гениальный механизм для вывода мелкого и среднего бизнеса из тени, — считает Горбова. — Если раньше торговому бизнесу на упрощенке было достаточно просто не показывать выручку, чтобы уйти от налогообложения, то введение сбора позволило собрать с них хоть что-то». По словам эксперта, выводить мелкий бизнес из тени достаточно дорого, поскольку необходимо администрировать миллионы предпринимателей, платящих небольшие суммы налогов, а введение торгового сбора частично решает эту проблему. «Использование в кризис вмененных налогов и сборов, которыми, по сути, являются торговый сбор или патенты, — выгодно для бюджета, так как обеспечивает гарантированные налоговые поступления вне зависимости от результатов деятельности бизнеса, — отмечает Горбова. — В результате бюджетное планирование расходов в этой части будет относительно стабильным».​

Уполномоченный спешит на помощь

Проблему несправедливости высоких ставок торгового сбора для помещений площадью менее 50 кв. м намерен решить уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Он намерен обратиться к городским властям с предложением ввести более низкие ставки торгового сбора для небольших помещений. Кроме того, Вышегородцев предлагает городу ввести льготные ставки сбора для предприятий торговли, продающих социально значимые товары (детское питание и товары первой необходимости), а также четко прописать в Налоговом кодексе, что бизнес, работающий по УСН «Доходы минус расходы», имеет право уменьшить налог по УСН на размер уплаченного торгового сбора. «Мы поддерживаем эту просьбу бизнеса, поскольку такая возможность уже есть у предпринимателей, работающих по УСН «Доходы», — сообщили РБК в департаменте экономической политики и развития Москвы.

 
Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)