PDA

Просмотр полной версии : Эксперты оценили вклад роста акцизов на бензин в инфляцию


РБК
29.02.2016, 22:00
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/1/41/754567709593411.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/41/754567709593411.jpg)Фото: Артем Геодакян/ТАСС


Читайте также

ОПЕК сократила добычу нефти 20:02 (http://www.rbc.ru/economics/29/02/2016/56d4719d9a79475fdd937b49) ЕС усомнился в эффективности нового газопровода «Газпрома» 19:00 (http://www.rbc.ru/economics/29/02/2016/56d464c19a794743fd76fcbd)

С 1 апреля 2016 года вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо — соответствующий закон подписал сегодня Владимир Путин. Инфляция в результате может дополнительно увеличиться на 0,4 процентного пункта

Владимир Путин подписал (http://www.rbc.ru/economics/29/02/2016/56d3f8f79a7947b3ee2e419b) закон о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля — это будет уже второе повышение с начала года. Ставка акциза на бензин вырастет на 2 руб. за литр, на дизельное топливо — на 1 руб. за литр. По подсчетам Минфина, рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин на 6,5–7%. Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3–0,4 процентного пункта.

Розничные цены​​Рост акцизов имеет прямое и косвенное влияние на общий уровень цен в экономике. С одной стороны, цены топлива непосредственно входят в индекс потребительских цен (ИПЦ). Вес бензина в ИПЦ в 2016 году — 3,17%, соответственно, прямое увеличение уровня цен составит около 0,2 п.п. при условии, что цены на бензин вырастут на 6,5–7%, как прогнозирует Минфин.

Косвенное влияние — увеличение транспортных издержек производителей и розничных сетей. С учетом его прирост инфляции может составить 0,3–0,4 п.п. — примерно в два раза выше непосредственного влияния на ИПЦ, приводит грубую оценку Николай Кондрашов, ведущий эксперт Института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Ситуация с акцизами также может отразиться в инфляционных ожиданиях, допускает он.

Последствия повышения акцизов на бензин далеко не так сильны, если сравнивать с эффектами от снижения курса рубля и падения потребительского спроса, считает главный экономист ING Дмитрий Полевой. Учитывая, что правительство достаточно активно следит за розничными ценами, по факту их повышения может не произойти или оно может оказаться ниже оценки, исходящей из допущения, что рост акцизов на бензин будет полностью переложен на потребителя, говорит он. «Повышение возможно, но, скорее всего, переноса «один к одному» власти постараются не допустить. Это может быть на уровне неформальных контактов с нефтяными компаниями, либо повышение будет распределено во времени, чтобы оно было не таким болезненным», — считает эксперт.

«У нас есть тенденция: когда какие-то цены повышаются, они повышаются сильнее, чем повышение каких-нибудь акцизов, просто потому, что нужна постоянная маржа», — возражает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.

Отдельно нужно понимать специфику грузоперевозок: они «не одноразовые» — с одной стороны, осуществляются между городами, а с другой, внутри городов происходит развоз груза по магазинам, отмечает Шибанов. Наконец, есть влияние повышения цен на спрос на продукты-заменители, транспорт.

Акциз не налог

Рост ставки акциза на бензин Аи-95 составит 34%, но поскольку акциз составляет не более 30% в цене бензина, повышение акциза скажется на конечной стоимости топлива незначительно — цена повысится на 2,36 руб. к​ концу 2016 года (+6,5%), говорил на прошлой неделе статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев на заседании комитета Думы по бюджету. Роста цен на бензин для конечных потребителей Минфин ожидает в третьем квартале 2016 года — к этому моменту производители переложат увеличенную стоимость акцизов на потребителей.

Повышение акциза — мера мобилизационная: правительство ищет все возможные источники пополнения бюджета, отмечал Зубарев. Дополнительные доходы от повышения топливных акцизов Минфин оценивает в 2016 году в 89,3 млрд руб. Но считать это нарушением моратория на изменение налоговых условий для бизнеса нельзя: повышаются акцизы, а налоговые условия и налоги не меняются, говорил представитель Минфина.

Председатель комитета по бюджету Андрей Макаров уверен, что цены на бензин начнут расти еще до вступления в силу закона с 1 апреля. Увеличение акцизов несомненно скажется на затратах сельского хозяйства и армии, но правительство не представило соответствующих подсчетов в пояснительной записке к законопроекту, посетовал депутат 24 февраля.


Расходы по транспортировке будут передаваться в цены многих товаров, соглашается главный экономист Royal Bank of Scotland по России Татьяна Орлова, прогнозировать этот эффект, по сути, невозможно, так как речь идет о решениях индивидуальных продавцов. «Представьте: вы владелец супермаркета, у вас подорожала доставка продуктов от каких-то оптовых поставщиков, — рассуждает эксперт. — Вы можете полностью перенести это в отпускные цены, вообще не перенести, можете выбрать какой-то промежуточный вариант, 30–50%. Это зависит от финансового состояния конкретного владельца супермаркета — есть ли у него какой-то запас «жирка», который он может использовать и не оказаться в убытке».

Повышение акцизов не всегда приводит к повышению цен на бензин на ту же величину, сказал РБК представитель Минэкономразвития, тем более «в условиях значительных спросовых ограничений населения». «Кроме того, снижение вывозных пошлин на ГСМ в 2016 году дает производителям дополнительную прибыль от экспорта. В этих условиях производитель может перераспределить доходность между внутренним рынком и экспортом», — передала пресс-служба ведомства в ответ на вопросы РБК.

Инфляция в России на конец 2016 года составит 7–7,5% после 12,9% по итогам прошлого года, говорил (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56c05ec19a7947428cac7925) министр экономического развития Алексей Улюкаев ранее в феврале. 

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you're reading it on someone else's site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)