PDA

Просмотр полной версии : «Это все мое, родное»: как Ozon пытается заработать на патриотизме


РБК
19.10.2016, 21:00
http://s.rbk.ru/v7_top_static/current/images/social-icon.png
Онлайн-магазин Ozon решил воспользоваться ростом патриотических настроений и запустил проект «Это все мое, родное». Но патриотизм не особенно влияет на ежедневные потребительские предпочтения, считают эксперты.

«Русский дух — в каждый дом»

Новый раздел в каталоге товаров на сайте Ozon.ru включает пять подразделов по товарным категориям: «Русский дух — в каждый дом» (мебель), «Русский стиль» (одежда), «Отдыхаем по-русски» (товары для хобби и увлечений), «Подарки с душой» (русские традиционные сувениры), «Ностальгия по СССР» (товары советского периода). Среди российских брендов, представленных в разделе, — одежда Finn Flare, производитель фильтров «Барьер», производители косметики Green Mama и Natura Siberica, Павловопосадская платочная мануфактура и Гжельский фарфоровый завод, рассказывает представитель Ozon.

Всего ассортимент раздела насчитывает более 150 тыс. товаров (на Ozon.ru продается 5 млн товаров, из которых 1,5 млн — книги). Как уверяет представитель Ozon, ежедневный трафик нового раздела — 10 тыс. человек. Для сравнения: к другим товарным категориям на сайте обращаются от 1 до 8 тыс. покупателей в день.
 Ozon запустил этот раздел, потому что «позиционирует себя как российский магазин», — говорит представитель компании (среди акционеров Ozon — инвестфонд Baring Vostok и АФК «Система». — РБК). Кроме того, в компании ссылаются на отзывы своих покупателей, которые «хотят покупать товары российского производства».

Как торгует Ozon

В 2015 году выручка Ozon.ru выросла на 33%, до 15 млрд руб., при росте рынка на 15%, заявил гендиректор компании Дэнни Перекальски. За последние два года компании удалось сократить убыток на 50%, а в 2017 году она планирует выйти на безубыточность.


Патриотизм в ассортименте

Продвижение российских товаров — федеральный тренд. Уже в следующему году российские товары могут получить специальную маркировку — «Сделано в России» от Минпромторга. «Эффект страны происхождения», по версии автора инициативы Минпромторга, — важный инструмент государственной политики. В министерстве уверены, что указание страны на упаковке товара является значимым фактором при покупке и «увеличивает лояльность россиян к такой продукции».

Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков говорит, что появление маркировки «Сделано в России» во многом напоминают ход, использованный американскими маркетологами в 1970-х годах: в ответ на экспансию немецких и японских производителей был запущен слоган «Будь американцем — покупай американское». «Проект дал положительный, но достаточно кратковременный эффект: власти США все равно были вынуждены прибегнуть к протекционистским мерам», — напоминает эксперт.

Участие ритейлеров в проектах по продвижение российских товаров объясняется, по мнению Кирикова, двумя факторами. «Во-первых, подобная политика позволит использовать для временного наращивания продаж отголоски патриотического подъема, связанного с украинским кризисом и событиями в Сирии, — считает эксперт. — Во-вторых, реализация этой инициативы даст возможность лишний раз подчеркнуть лояльность бизнеса курсу государства в целом и руководства Минпромторга в частности».

То, что массовый потребитель изменил свое отношение к отечественной продукции и градус патриотизма вырос — это неслучайно, уверен управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев: «Есть некая государственная политика, которая весьма планомерно реализуется. Эти сигналы слышат и потребители и бизнес». По его версии, Ozon ничем не рискует, но сразу «убивает двух зайцев»: «ангажирует потребителей (многие придут на этот баннер) и одновременно декларирует, что сигналы услышаны».

Впрочем, исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев отмечает, что успех любого подобного проекта зависит не только от лозунгов, но и от качества предлагаемых товаров. По его мнению, россияне благосклонно относятся прежде всего к пищевой продукции отечественного производства. По другим категориям товаров — парфюмерия, косметика, одежда, обувь — отношение менее определенное, «народ предпочитает иностранную продукцию», уверен Поповичев. Именно поэтому нередко успешные отечественные проекты по названиям похожи на иностранные, например — Carlo Pazolini, Mr Doors, добавляет собеседник РБК.

О том, что использование патриотических настроений не гарантирует успеха у потребителей напоминает еще один проект Минпромторга. Осенью 2015 года министерство запустило проект «Мода.Сделано в России» на одной из крупнейших в мире онлайн-площадок — китайской AliExpress «Мода.Сделано в России». К участию было приглашено 466 российских компании, но 369 из них отказались. А уже летом 2016 года стало ясно, что проект провалился: за несколько пилотных месяцев покупатели сделали всего 24 заказа. «Еще до конца прошлого года стало понятно, что в текущем виде проект не работает, его деятельность была фактически приостановлена до выработки нового операционного решения и ценовой политики участников», — написал на своей странице в Facebook гендиректор Alibaba Group в РФ Марк. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)