PDA

Просмотр полной версии : Дело «Мемориала»: чем отличаются «иностранные агенты» в России и США


РБК
06.10.2016, 19:10
http://s.rbk.ru/v7_top_static/current/images/social-icon.png
Реальная практика применения российского «закона об иностранных агентах» не позволяет его сторонниками ссылаться на «опыт развитых стран»

На днях «Мемориал» стал очередной жертвой (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57f3c2c49a794757b0ebb883) «закона об иностранных агентах» Само по себе включение «Мемориала» министерством юстиции в список «иностранных агентов» не означает запрета на деятельность, но ежедневные репортажи федеральных телеканалов о «кольце врагов», в котором оказалась наша страна, делают работу НКО-«иностранного агента» крайне затруднительной.

Сторонники закона постоянно подчеркивают, что Россия просто использует мировой опыт, в частности американский «оригинал» — закон 1938 года «О регистрации иностранных агентов». Случай «Мемориала» — хороший повод напомнить, что американский закон вообще не затрагивает деятельность НКО. 

Найти политику

Власти и за рамками «закона об иностранных агентах» давно пытаются сократить влияние извне на российское общество. Отношение к зарубежным фондам и обменным программам сформулировал президент Владимир Путин (http://www.kremlin.ru/events/councils/49755) в 2015 году: «мы с вами знаем — так называемые иностранные фонды по школам работают, сетевые организации просто шарят по школам Российской Федерации много лет — под видом поддержки талантливой молодежи (…) На самом деле, как пылесосом высасывают и всё, уже прямо со школы абитуриентов берут, на гранты сажают и увозят».

Например, в 2014 году была закрыта «Программа обмена будущими лидерами» (Future leaders exchange program — FLEX), которая давала возможность российским старшеклассникам провести год в американской школе и освоить английский язык. Я в 2013 году был рецензентом заявок в этой программе. Отбор проходил по таким критериям как способность адаптироваться к новой обстановке, коммуникабельность и т.д. Никакие идеологические параметры, вроде отношения к политическим институтам России, не являлись критериями отбора.

Ранее в 2012 году Госдепартамент США был вынужден прекратить в нашей стране деятельность Агентства США по международному развитию, прототип Россотрудничества. В 2010-2012 годах я участвовал в проекте Института сравнительных исследований трудовых отношений, который финансировало это агентство. Он был направлен на обучение женщин в регионах их трудовым правам. И там также не было никакой политической составляющей.

Курс на изоляцию сказывается на атмосфере в стране и ее перспективах. Проведенный в 2015 году опрос студентов (http://mcser.org/journal/index.php/mjss/article/view/7345) показал, что 39% из них рассматривают возможность покинуть страну после окончания учебы Такие же результаты (39,2%) продемонстрировал опрос, проведенный в 2016 году в рамках подготовки научно-исследовательской работы «Социальная ориентация студенческой молодежи и ее возможная политическая активность в новом избирательном цикле». Кстати, эта работа проводилась по заданию российского правительства.

Агенты для лоббистов

В США существует совершенно другая практика в отношении «зарубежного влияния» и НКО. Закон 1938 года «О регистрации иностранных агентов» (http://elib.fa.ru/fbook/kostjaev.pdf/view), после поправок 1998 года, распространяется исключительно на представителей зарубежных государств и политических партий

Любопытно отметить, что из СМИ c 1947 года по 1992 год «иностранным агентом» (https://www.fara.gov/qs-foreignprincipal.html) было Нью-Йоркское бюро ТАСС (http://www.tass.ru/), с 1995 года по 2001 год — «Медиамост» Владимира Гусинского, в 2003 году РИА Новости, ныне «Россия сегодня», из политических партий — в 1994-1995 годах — «Демократическая партия России», в 1995 году — ЛДПР, в 2007-2007 годах — «Родина», из НКО — в 1992-1994 годах — «Международный фонд защиты материнства и детства».

Закон предписывает «иностранным агентам» самостоятельно регистрироваться в отделе регистрации иностранных агентов Министерства юстиции США, а впоследствии предоставлять отчеты о своей деятельности раз в полгода. За нарушение требований предусмотрена суровая ответственность (https://www.fara.gov/qs-foreignprincipal.html) — штраф до $10 000 и/или тюремное заключение до 5 лет. Отмечу, что Анне Чапман, получившей широкую известность во время российско-американского шпионского скандала 2010 года, помимо прочего, вменялось в вину именно нарушение данного закона.

В целом же, закон является одним из элементом системы лоббистского законодательства США, направленной на выведение из тени лоббирования заинтересованными группами своих интересов в органах власти. Основную роль здесь играет закон 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности». Регистрации подлежат все структуры, в том числе и НКО, сотрудники GR-подразделений которых тратят не менее 20% своего рабочего времени на лоббистскую деятельность, при этом расходы на нее должны составлять не менее $12500. После регистрации они должны подавать подробные ежеквартальные отчеты в Сенат и Палату представителей.

При этом в США спокойно относятся к «зарубежному влиянию», там свободно работают Russia Today, фонд «Русский мир», Россотрудничество. Американское законодательство о лоббизме носит скорее информационный, а не репрессивный характер. Оно исходит из того, что НКО не являются очень уж влиятельными структурами, по сравнению с частным бизнесом, например. Российскую же политику в этом вопросе можно назвать стрельбой из пушки по воробьям.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)