PDA

Просмотр полной версии : Минфин предложил компромиссный вариант изъятия у нефтяников 232 млрд руб.


РБК
28.09.2016, 21:30
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/8/30/754750870114308.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/30/754750870114308.jpg)Здание Минфина в Москве

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

После споров с Минэнерго Минфин предложил компромиссный вариант по изъятию 232 млрд руб. у нефтяников в 2017 году — за счет роста НДПИ и акцизов на топливо. При цене на нефть $50 за баррель бензин в этом случае может подорожать на 4,1 руб. за литр

Удобный вариант

В середине сентября вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, провел совещание по налогам в нефтяной отрасли и поручил (http://www.rbc.ru/business/21/09/2016/57e2ad5a9a79478231fcd56f) Минэнерго, Минфину и ​бывшему замглавы ведомства Сергею Шаталову до среды, 21 сентября, прислать в правительство свои расчеты по изъятию денежных средств у нефтяных компаний в бюджет в 2017 году. Как стало известно РБК, Минфин направил свои предложения на следующий день — 22 сентября.

Замминистра финансов Илья Трунин подготовил сразу три варианта по повышению налоговой нагрузки на нефтяников на 232 млдрд руб. (у РБК есть копия его письма). Представитель Минфина подтвердил, что такие расчеты направлены.

Один из вариантов, предложенных Труниным, — изъять все 232 млрд руб., подняв только НДПИ. Если по действующему налоговому маневру НДПИ в 2017 году предполагалось увеличить всего на 62 руб. — с нынешних 857 руб. до 919 руб. за тонну, то этот вариант предусматривает дополнительное повышение налога на ​473 руб., до 1392 руб. за тонну. Но этот сценарий, который Минфин подготовил и раньше, категорически не устраивал нефтяные компании, указывалось в письме (http://www.rbc.ru/business/21/09/2016/57e2ad5a9a79478231fcd56f) замминистра энергетики Кирилла Молодцова, которое он направил еще 20 сентября в правительство и Минфин (у РБК есть копия). Источники в нефтяных компаниях это подтверждали РБК.

По расчетам Минфина, самые крупные расходы в случае повышения нагрузки только за счет НДПИ в 2017 году понесет «Роснефть» — 94,7 млрд руб. Еще 40,5 млрд руб. пришлось бы дополнительно заплатить ЛУКОЙЛу, 29,1 млрд руб. — «Сургутнефтегазу». А с учетом «Газпром нефти», «Татнефти» и «Башнефти» финансовое ведомство планировало собрать с шести крупнейших компаний 213,3 млрд руб. дополнительных налогов. На остальные мелкие компании пришлось бы лишь 18,7 млрд руб. изъятий. К тому же такое сильное увеличение НДПИ приведет к снижению доходов нефтедобычи (без учета газового конденсата) на 7% — с 6,93 трлн  до 6,46 трлн руб., говорится презентации, приложенной к письму Трунина. ​

Минфину этот вариант удобен с точки зрения администрирования налогов, сказал РБК источник в ведомстве. Базовая ставка НДПИ фиксированная, и он собирается с каждой тонны добытой нефти, поэтому его размер легко подсчитать, поясняет собеседник. В отличие от него ставка экспортной пошлины меняется в зависимости от цены на нефть, а доходы от акцизов зависят от уровня поставок топлива на внутренний рынок. Однако, видя негативную реакцию нефтяных компаний, Минфин готов идти на компромисс, добавляет он. «Итоговый вариант налогообложения нефтяной отрасли будет обсуждаться на совещаниях у курирующего вице-премьера правительства [Аркадия Дворковича] с участием всех заинтересованных сторон, где может быть достигнут компромисс по этому вопросу», — подтвердил РБК представитель Минфина. Правительство планирует 13 октября рассмотреть предложения по основным направлениям в налоговой политике на 2017–2019 годы, сообщил в среду журналистам Трунин.

Компромисс от Минфина

Компромиссный вариант Минфина предусматривает, что 232 млрд руб. будут изъяты по принципу 50/50 за счет роста НДПИ и акциза — по 116 млрд руб. Это означает, что базовая ставка НДПИ вырастет лишь на 237 руб., до 1156 руб с тонны нефти и рост акцизов на бензин до 9840 руб. с каждой тонны и на дизель — до 6040 руб. с тонны. Согласно действующему налоговому маневру, акциз на бензин должен был, наоборот, снизиться с 10130 руб. до 7430 руб., а на дизтопливо — с 5293 руб. до 5093 руб.

Если снизить акцизы в соответствии с изначальным планом при среднегодовой цене на нефть в $40 за барр. и курсе доллара в 65,5 руб., литр бензина подешевел бы на 0,8 руб., при $50 за баррель и 61,7 руб. за доллар — подорожал бы на 2 руб., говорится в презентации Минфина. Литр дизтоплива подорожал бы на 0,5 руб. и 3,4 руб. соответственно.

В случае изъятия 116 млрд руб. в виде дополнительных акцизов литр бензина по прогнозу Минфина подорожает на 1,3 – 4,1 руб. в зависимости от цен на нефть ($40-50 за барр.), а литр дизтоплива — на 3,4–4,3 руб.

А нефтяные компании вообще предлагали не снижать акцизы на топливо, оставив их на уровне 2016 года, чтобы переложить часть дополнительных изъятий на потребителей, увеличив розничные цены, говорилось в письме Молодцова из Минэнерго. Впрочем, по расчетам Минэнерго и нефтяников рост цен на бензин не превысит 1,6 руб. на литр, а дизтоплива – 1,9 руб. на литр.

Но перераспределение части дополнительной нагрузки на потребителей зависит от того, как быстро производителям бензина и дизеля удастся повысить цены на свою продукцию после изменения акциза, предупредждает Минфин. Если компании смогут сделать это сразу, то все бремя роста акциза (137 млрд руб.) ляжет на потребителей, а нагрузка на нефтяников составит лишь 116 млрд руб. — в сумме получится 253 млрд руб. (с учетом 21 млрд руб. в виде НДС, который компании могут вернуть, если топливо идет на экспорт). Если же рост цен на топливо отложить хотя бы на полгода, НПЗ потеряют 58 млрд руб, а потребители заплатят 68 млрд руб. при сохранении уровня нагрузки на добычу нефти (116 млрд руб.). В этом случае доходы от добычи нефти снизятся лишь на 3% до 6,7 трлн руб.

Действительно это компромисс, соглашается источник в Минэнерго (официальный представитель ведомства отказался от комментариев). И хотя расчеты Минфина и Минэнерго строились на разных макроэкономических параметрах, но при условии обсуждения, можно скорректировать нагрузку и прийти к общему варианту, уверен он.

Но директор по развитию бизнеса Vygon Consulting Антон Рубцов считает роста акцизов и НДПИ рискованным с точки зрения нагрузки на НПЗ, которых уже сейчас работают на грани рентабельности. В условиях продолжающегося снижения спроса на бензин и дизельное топливо компании не смогут переложить рост акциза на потребителя через повышение цен на топливо, и нефтеперерабатывающая отрасль понесет убытки.

«Непроходной» вариант

Третий вариант Минфина предполагает увеличение экспортной пошлины на 756 руб. на тонну по сравнению с изначальным планом (должна была составить 4021 руб на тонну). Это даст бюджет 168 млрд руб. за счет сборов от экспорта нефти и еще 64 млрд руб. — за счет роста пошлин на нефтепродукты. Однако повышение экспортной пошлины противоречит направлению налогового маневра (предусматривает постепенную отмену экспортных пошлин, например, в 2017 году должны снизиться с 42% до 30%) и увеличит субсидии НПЗ и потребителям на 163 млрд руб, предупреждает Трунин.

В случае реализации этого плана, как и при резком увеличении НДПИ, наибольшая нагрузка ляжет на крупнейшего экспортера российской нефти — «Роснефть», который придется доплатить в бюджет 100,2 млрд руб. При этом ЛУКОЙЛ заплатит лишь 29,7 млрд руб., «Сургутнефтегаз» – 29,4 млрд руб. При этом доходы от нефтедобычи снизятся на 11% до 6,18 трлн руб.

При повышении экспортных пошлин внутренние цены на нефть могут упасть, что приведет к снижению цен на бензин на внутреннем рынке или по крайней мере сдержит их рост, замечает советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «Ассонефть» Маргарита Козеняшева. К тому же, нагрузка на небольшие нефтяные компании окажется ниже, чем при повышении НДПИ и акцизов, потому что они поставляют 80% своей нефти на внутренний рынок и практически не владеют мощностями по ее переработке, добавляет она.

Этот вариант лучший из всех трех, говорит и источник в «Газпром нефти». Но он «непроходной», предупреждает он и источник в «Башнефти»: Минфину сложнее подсчитать пошлину и она менее стабильна, чем НДПИ. С этим соглашается источник в Минэнерго.

Наиболее приемлемы вариант для отрасли — сохранение акцизов на уровне 2016 года и увеличение пошлин лишь на 300 руб. на тонну, говорят собеседники РБК (такое предложение Молодцов направлял в правительство на прошлой неделе, у РБК есть копия). Это поможет сбалансировать нагрузку на добычу и переработку нефти.

А представитель «Роснефти» считает наиболее целесообразным не менять налоговую нагрузку на нефтяную отрасль хотя бы в течение нескольких лет для обеспечения привлекательности долгосрочных инвестиций в отрасли. Если бы правительство согласилось продать «Роснефти» 50,08% «Башнефти» за $5 млрд (около 319 млрд руб. по текущему курсу), то бюджет получил бы почти на 90 млрд руб. больше, чем хочет взыскать Минфин с нефтяников, добавляет источник, близкий к этой госкомпании. С таким предложением глава «Роснефти» Игорь Сечин обращался к правительству в конце августа, сообщало (http://www.rbc.ru/business/29/08/2016/57c4332a9a7947302f9aa113) агентство Bloomberg (http://www.bloomberg.com/).

В пресс-службах ЛУКОЙЛа и «Башнефти» отказались от комментариев, «Газпром нефть» не ответила на запрос. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)