PDA

Просмотр полной версии : Сергей Иванов обсудит с нефтяниками отказ от экспорта через Прибалтику


РБК
27.09.2016, 21:50
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/9/78/754750007397789.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/78/754750007397789.jpg) Cпецпредставитель президента Сергей Иванов

Фото: Олег Яковлев/РБК

В среду спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, говорят участники совещания

«Не кормить» чужие порты

Экс-глава президентской администрации, спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов, который только в середине августа занял (http://www.kremlin.ru/events/president/news/52688) этот пост, планирует в среду, 28 сентября, провести совещание с участием топ-менеджеров нефтегазовых компаний, «Транснефти» и РЖД о перспективах перенаправления экспорта нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. Об этом РБК рассказали три собеседника, близких к компаниям, приглашенных на это совещание.

Источник в окружении Иванова подтвердил РБК, что совещание стоит в его графике, но отказался комментировать повестку и список участников. О совещании также сообщил «Интерфакс (http://www.interfax.ru/)» со ссылкой на свои источники.

Президент «Транснефти» Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщал (http://www.rbc.ru/business/12/09/2016/57d6c5779a7947b83d50f2d3), что Россия уже к 2018 году сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики (Вентспилс и Рига) в сторону российских портов — Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. По его данным, в 2015 году через Прибалтику российские компании экспортировали 9 млн т нефтепродуктов, а в 2016 году этот объем снизится почти вдвое — до 5 млн т.

По словам одного из собеседников РБК, на совещании у Иванова планируется выработать меры для повышения привлекательности перевалки нефтепродуктов через российские порты, чтобы обеспечить более выгодную экономику для нефтяных компаний. В частности, планируется разработать ​систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД для транспортировки российских и транзитных грузов, которые идут в Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск вместо Прибалтики, говорится в материалах «Транснефти», подготовленных к этому совещанию (у РБК есть копия).

«Транснефть» также планирует предложить транспортировать по остаточному принципу грузы по системе «труба + железная дорога» в экспортном направлении, в том числе в Прибалтику, отдавая приоритет тем грузам, которые идут через российские порты, говорит один из собеседников. Кроме того, в материалах к совещанию содержится предложение о применении повышающих коэффициентов при транспортировке по РЖД грузов в сторону портов Прибалтики. Трубопроводная монополия предлагает расширить нефтепродуктопровод «Север» с 15 млн до 30 млн т в год, чтобы уже к 2018 году загрузить терминалы в Высоцке и Приморске до их проектных мощностей.

Источники РБК в двух российских нефтяных компаниях поддерживают инициативу по перенаправлению грузов в российские порты. По словам собеседника РБК, близкого к «Роснефти», компания «не собирается кормить порты стран, поддержавших европейские санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году». Он утверждает, что в этом году компании предлагали приобрести долю в одном из прибалтийских портов «практически за бесценок» под условие направлять туда свои грузы, но «Роснефть» отказалась.

Перевод всего объема экспорта нефтепродуктов в российские порты Балтики может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 млн т в год. При этом через три терминала в Ленинградской области и Петербурге (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский нефтяной терминал) можно отправлять дополнительно до 20 млн т нефтеналивных грузов в год, указывает источник, близкий к другому участнику совещания.

Если Россия перебросит 4 млн т нефтепродуктов из Прибалтики в свои порты в 2016 году, то ежегодная выгода составит около $16 млн, говорит главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов. К 2018 году, когда через российские порты должны экспортироваться все 9 млн т, дополнительные доходы составят $33 млн, добавляет генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

На текущий момент транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов составляет около 49 млн т в год, говорится в пояснительной записке к совещанию (у РБК есть копия): помимо нефтепродуктов экспортируются также уголь, калийные и азотные удобрения и другие грузы. «В результате российские терминалы недополучают порядка $1,3 млрд выручки ежегодно. При этом происходит субсидирование экономики прибалтийских государств, ведущих по отношению к России недружелюбную политику», — говорится в документе.

Но Россия продолжает снижать экспорт через Прибалтику. По итогам первого полугодия 2016 года через ее порты было перевалено 20,95 млн т российских грузов, что на 7,69% меньше, чем годом ранее, замечает Чернов.

Российские корни

Несколько российских компаний могут потерять прибыль в случае переориентации экспорта из Прибалтики в российские порты. Это касается не только нефтепродуктов, но и других товаров. Сейчас «Уралхиму» принадлежит контрольный пакет терминала по перевалке минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal в Рижском порту. «Еврохим» владеет терминалом «Еврохим Силламяэ» в Эстонии, «Акрон» и «Кузбассразрезуголь» также владеют эстонскими терминалами. Объем перевалки только минудобрений через порты Прибалтики, по данным PortNews, за шесть месяцев 2016 года вырос на 3,1%, до 3,7 млн т.
Представителей «Еврохима» и «Уралхима» на совещание к Иванову не позвали, оно касается только нефтяников, сообщили РБК источники в этих двух компаниях (официально их представители это не комментируют).


Стимул для Белоруссии

На совещании у Иванова также может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты, рассказали РБК два источника, близких к участникам совещанию. Об этом же говорится в материалах «Транснефти». Монополия предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.

Сегодня более 90% экспорта нефтепродуктов из Белоруссии уходит в направлении Прибалтики и черноморских портов Украины, говорит источник, близкий к одному из участников совещания. В 2015 году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн т нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года — еще 5,67 млн т). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5%, до 6,42 млн т. Klaipedos Nafta даже объявил о планах инвестировать около €10 млн в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.

Помимо этого Белоруссия отгружает на экспорт калийные и азотные удобрения через Литву.

Россия в 2016 году обещала увеличить поставки нефти в Белоруссию на 4,3% — с 23 млн до 24 млн т. Но в середине июня Минэнерго анонсировало сокращение поставок почти на 40% в третьем квартале и дальнейшее снижение в четвертом квартале. Это произошло на фоне спора о ценах на российский газ. По данным «Белстата», Белоруссия за семь месяцев 2016 года импортировала 12,7 млн т российской нефти.

Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что поставлять нефтепродукты через российские порты на запад логистически дороже, так как это удлиняет путь. Он сообщил, что такая переориентация возможна при условии льгот — предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям.​ Он также считает, что изменение межправсоглашения, предполагающее переориентацию белорусских грузов из Прибалтики в российские порты, противоречит концепции Единого экономического пространства и договоренностям в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

Помощник министра энергетики Белоруссии Ирина Титович сообщила РБК, что представителей этого ведомства не приглашали на совещание к Иванову, и перенаправила вопросы в «Белнефтехим». Представитель «Белнефтехима» сказала, что о встрече у Иванова в компании также ничего не знают. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в 2012 году заявлял о намерении перенаправить грузы с прибалтийских терминалов в порты Ленинградской области и Калининграда, но до сих пор этого не произошло. ​

Ранее премьер-министр Латвии Марис Кучинскис назвал (http://%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D0%9A%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%81%20%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%A0%D0%91%D0%9A:%20http://www.rbc.ru/business/14/09/2016/57d97e329a794702cfaaefda) решение «Транснефти» прекратить перевалку нефтепродуктов через Венспилс и Ригу «вызовом для экономики Латвии». По его словам, страна будет повышать качество сервиса своих перевозчиков, чтобы привлечь другие грузы из Китая, Белоруссии, Казахстана.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и РЖД отказались от комментариев. Представитель «Транснефти» не ответил на запрос РБК.

При участии Натальи Дербышевой 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)