PDA

Просмотр полной версии : Опасное партнерство: о чем говорит скандал с метро  «Мякинино»


РБК
16.08.2016, 20:00
http://s.rbk.ru/v7_top_static/current/images/social-icon.png
«Частно-государственное» партнерство в России нередко включает в себя еще и неформальные договоренности

Решение о закрытии единственной в России построенной на частные средства станции метро «Мякинино» стало очередным напоминанием о том, кто в отношениях между властью и бизнесом является существительным, а кто — прилагательным. Более точным переводом западного термина «частно-государственное партнерство» (private-public partnership) на русский язык в складывающихся обстоятельствах следует признать «государственно-частная иерархия».

События вокруг «Мякинино» развивались более чем стремительно. 16 августа Московский метрополитен через Твиттер (не очень патриотично, зато эффективно) объявил о закрытии станции (http://www.rbc.ru/society/16/08/2016/57b2ed9e9a79477eb3a302f7) на неопределенный срок в связи с ее несоответствием уровню транспортной безопасности уже через неделю, начиная с 22 августа. В тот же самый день на самой станции появились объявления о закрытии станции уже с 19 августа, а так же человек с мегафоном (старого, значительно более патриотического образца), доносящий ту же самую радостную весть своими словами. Позднее объявления сняли.

Объяснений спешке несколько. Официальная — неожиданно, в ночь на 16 августа, были вскрыты серьезные источники опасности для пассажиров (в основном, жителей микрорайона Павшинская пойма и посетителей торгового центра «Крокус-Сити Молл»), пользующихся этой станцией. Дальнейшая эксплуатация станции таким образом ежедневно ставит под угрозу жизни десятков тысяч людей. На начало осени 2014 года станцией пользовались несколько тысяч пассажиров (http://www.the-village.ru/village/city/transport/168737-metro) ежедневно, но после открытия в ноябре того же года пешеходного моста в Павшинской пойме пассажиропоток резко увеличился.

Другая версия касается роли частного капитала в государственных начинаниях. Частный капитал должен знать свое место и не зарываться. В данном случае речь идет о владельце «Крокус-Групп» Арасе Агаларове. Возможно, что средства, которые государство уже получило от данного бизнесмена (помимо инвестиций в станцию «Мякинино», «Крокус-Групп» частично профинансировал и строительство упомянутого выше пешеходного моста), перестали, по мнению чиновников, соответствовать масштабам и динамике развития «Крокус-Групп».

Если с бизнеса можно взять больше, то почему бы этого не сделать. Делиться надо — тому частному капиталу, который забывает этот принцип, приходится быть готовым к неприятным сюрпризам. А закрытие станции действительно стало неожиданностью для всех. Особенно учитывая приближение (http://newsmsk.com/article/16aug2016/myakinino.html) Московского международного автосалона, который пройдет в «Крокус-экспо» с 24 августа по 4 сентября. Учитывая, что значительное число посетителей данного мероприятия прибывает как раз через станцию «Мякинино», от предложения чиновников — каким бы оно ни было — владельцу «Крокус-Групп» будет сложно отказаться.

Удивляет другое. Изъятие «лишних» средств из бизнеса еще несколько лет происходило более элегантно (http://www.ozon.ru/context/detail/id/5809624/), через создание для бизнеса условий, когда он сам приносит средства чиновникам. Ну, если не на блюдечке с голубой каемочкой, то почти добровольно. В обмен на получение от чиновников привилегий на ведение бизнеса. От получающего привилегии бизнеса ожидалась как раз готовность делиться и содействовать всем начинаниям власти.

Правила игры внутри государственно-частной иерархии изменились почти так же стремительно, как было принято решение о закрытии станции «Мякинино». Сегодня достаточно сослаться на соображения безопасности — и бизнес вероятнее всего сделает то, о чем его просят. Против «лома» соображений безопасности приемов не так много. Вспомним ситуацию вокруг аэропорта «Домодедово», (http://www.rbc.ru/opinions/business/19/02/2016/56c6bab09a79479191fb9d28) где собственник почти полтора года провел под домашним арестом, из-за обвинений в несоблюдении правил безопасности пассажирских перевозок.

Так, не исключено, произойдет и в случае с «Крокус-Групп». Форма «примирения» может быть разной. Например, оказавшийся в подобной ситуации бизнесмен может сделать добровольный вклад в реализацию очередного начинания властей, чьи аппетиты накануне выборов становятся все более интенсивными.

В рамках государственно-частной иерархии нужно быть прежде всего скромным и непритязательным. Тогда будет шанс сохранить нажитое. А о его приумножении пока лучше забыть.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)