PDA

Просмотр полной версии : Интересное кино: как работает самая известная кинофабрика страны


РБК
22.07.2016, 09:40
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/5/10/754683401343105.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/10/754683401343105.jpg)На натурной площадке №1 режиссер и гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров снимает фильм «Анна Каренина»

Фото: Антон Беркасов для РБК

Весной глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров обратился к Совету Федерации с призывом создать государственный центр киноиндустрии — воссоздать советскую систему Госкино. Только это позволит сделать наш кинематограф рентабельным, говорил Шахназаров, приводя в пример государственный «Мосфильм», который, по его словам, не получает денег из бюджета и работает как рыночное предприятие. РБК разобрался, как устроена самая известная кинофабрика страны

Середина дня. Под палящим солнцем гендиректор «Мосфильма» режиссер Карен Шахназаров по заказу телеканала «Россия» снимает многосерийный фильм «Анна Каренина» (создается за счет средств телеканала «Россия», «Мосфильма» и частного инвестора). Сейчас натурная площадка №1 размером 1 га изображает старинный Санкт-Петербург — он состоит из пары десятков фанерных зданий, облепленных серым гипсом. Площадку возвели еще в 2003 году для съемок другого шахназаровского фильма — «Всадник по имени Смерть». Тогда она изображала старую Москву, но за последние 13 лет успела побывать многими старыми городами. По данным Счетной палаты, на производство «Анны Карениной» «Мосфильм» выделил около 296 млн руб.

В ожидании очередного дубля (сцена объяснения Карениной с Вронским) актеры массовки, разряженные в платья и сюртуки, слоняются по брусчатке, старательно огибая кучи свежего навоза. Один кавалер внушает спутнице, что необходимо «всего лишь зарегистрировать юридическое лицо». В инвалидной коляске ассистенты катят старца в цилиндре и темных очках с надписью «Real 3D». Рядом с площадкой, в крытой повозке, запряженной парой лошадей, Вронский в мундире и при сабле нервно набирает кому-то СМС.

Сам режиссер, укрывшись в одном из фанерных зданий, отсматривает предыдущие дубли. Идти до натурной площадки ему недалеко: рабочий кабинет Шахназарова располагается в главном корпусе, на площади имени Сергея Бондарчука. Окна приемной выходят в сад, который возделывал, по слухам, еще режиссер Довженко. Стены украшают многочисленные дипломы, поздравления, тут же фотография, на которой президент России Владимир Путин дружески поправляет Карену Георгиевичу галстук.

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/59/754691112793594.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/59/754691112793594.jpg)
Фото: Антон Беркасов для РБК


Главный режиссер

Шахназаров в общих чертах обрисовывает корреспондентам РБК положение дел на студии. В штате — 721 человек. Только за 2015 год «Мосфильм» заплатил 620 млн руб. налогов. В производстве на «Мосфильме» сейчас около 90 проектов, сообщили РБК в пресс-службе киноконцерна: кто-то просто сидит в офисе и работает над сценарием, кто-то записывает музыку к фильму, кто-то монтирует. В целом доходов хватает, хоть государство и не дает концерну ни рубля.

Доверенное лицо президента Путина, человек со стойкими симпатиями к СССР, Шахназаров занимает пост главы киноконцерна «Мосфильм» без малого 20 лет. До него директором кинофабрики советских грез был режиссер и продюсер Владимир Досталь: он руководил «Мосфильмом» с 1987 по 1998 год и оставил в наследство Шахназарову непростое хозяйство.

В то время, вспоминает Шахназаров, на студии работали подпольные цеха по розливу водки, а павильоны были разрушены. Досталь предлагал акционировать киностудию и продать часть акций олигарху Владимиру Гусинскому, главе холдинга «Медиа-Мост». Среди членов правления «Мосфильма» идея акционирования не была популярной: Карен Шахназаров, Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов и Владимир Наумов категорически выступали против продажи студии.

По словам Шахназарова, Досталь настаивал на продаже, а когда сделка не состоялась, в 1998 году покинул «Мосфильм», перейдя на работу продюсером в «Медиа-Мост». По информации Forbes, в 1997 году Гусинский был готов заплатить за 49% акций кинокомпании около $166 млн. «Я не знаю, кто и что говорит о Гусинском. С вами общаться на эту тему я не буду», — заявил Владимир Досталь корреспонденту РБК.

Третейским судьей в споре выступил Анатолий Лысенко — в то время глава «Общественного телевидения» был руководителем комитета по СМИ в правительстве Москвы при Юрии Лужкове. «Я им тогда помогал, их же уже фактически купил Володя Гусинский. Я уговаривал Юрия Михайловича помочь им остаться на свободе, — рассказывает Лысенко, — говорил, что это будет позором для всего правительства Москвы, если «Мосфильм» превратится в «Мост-фильм».

Свой визит на студию вместе с Лужковым Лысенко помнит в деталях: «Первой нас встретила огромная крыса, которая нагло шла по коридору. Кошмар, конечно». По словам Лысенко, тогдашний мэр пообещал студии материальную поддержку. Один из участников той встречи утверждает, что речь шла о помощи в размере $17 млн. Сам Лысенко назвать цифру затруднился. Юрий Лужков не ответил на вопросы РБК.

В пресс-службе «Мосфильма» корреспонденту РБК сообщили, что в 1998 году действительно был заключен договор между киноконцерном и комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы. По нему студии полагалась целевая помощь в размере 106 млн руб. — на съемки фильмов и реконструкцию материально-технической базы. Однако из этой суммы, сказали РБК в пресс-службе, «Мосфильму» выделили всего 30 млн руб.

Деньги от города «Мосфильм» получил уже при новом руководителе — Шахназарове. Его выбирали тайным голосованием. «Мы были уверены, что победит режиссер Георгий Данелия, но победил Карен. Он был активным, на тот момент молодым. У него были свои идеи и планы», — вспоминает один из участников голосования. В 2001 году распоряжением правительства за киноконцерном «Мосфильм» был закреплен статус ФГУПа, которое Шахназаров и возглавил.

Новый директор начал активно реконструировать помещения и обновлять технику. На техническую модернизацию «Мосфильма», признавался Шахназаров в разговоре с Forbes, ушло порядка $40 млн. Это обновление стало возможным в том числе благодаря девелоперскому проекту, который инициировал Шахназаров: в апреле 2002 года правительство Москвы одобрило предложение ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» о проектировании и строительстве жилого дома с нежилыми помещениями на земельном участке на улице Пырьева, предоставленном «Мосфильму» в аренду на 49 лет. Финансировала строительство компания «Инрестрой», выделившая Мосфильму $1,5 млн и 30 квартир для сотрудников, говорит Шахназаров. Выделенные деньги, по его словам, целиком ушли на новую технику.

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/800xH/media/img/0/92/754691114917920.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/92/754691114917920.jpg)
Владимир Меньшов, режиссер самой популярной картины, снятой на «Мосфильме», «Москва слезам не верит», вспоминает: 
«В советское время «Мосфильм» был таким ульем, который постоянно гудел. Каждая комната была занята съемочной группой: одновременно снимались картины, заканчивалось производство, начиналось производство — порядка 100 фильмов одновременно в работе»
Дорогая земля

«Карен во всех интервью утверждает, что не берет ни рубля бюджетных средств. Но ему это и не нужно: у него есть отличный кусок земли в 34 га, который «Мосфильм» до сих пор кормит. Так что спокойно можно открывать навороченные звуковые студии и сдавать площади в аренду», — утверждает собеседник РБК, близкий к руководству киноконцерна «Мосфильм».

Формально хозяином обширной территории в одном из престижных районов Москвы «Мосфильм» не является: 34 га земли закреплены за ним на праве долгосрочной аренды, сообщил РБК представитель Росимущества. За «Мосфильмом» на праве хозяйственного ведения закреплено свыше 100 объектов недвижимого имущества, ответили РБК в пресс-службе киноконцерна.

Год назад использование госимущества «Мосфильмом» инспектировала Счетная палата. В отчете, опубликованном в сентябре 2015 года, аудиторы указывают: в период с 2012 по 2014 год было заключено всего 12 договоров аренды с участием Росимущества. Объем средств, полученных киноконцерном по договорам, составил около 80 млн руб. На аренду приходится 5% от годового дохода «Мосфильма», рассказывал РБК Шахназаров (в данный момент на студии девять арендаторов, сообщили РБК в пресс-службе киноконцерна).

Аудиторы отмечали: часть помещений структуры «Мосфильма» получают бесплатно. Так, в 2015 году помещения производственно-технической базы общей площадью 904,1 кв. м были предоставлены на безвозмездной основе ООО «Киностудия «Курьер» и ООО «Мосфильм-мастер» на основании приказов генерального директора «Мосфильма» Карена Шахназарова. Суть приказов — запуск «Мосфильмом» в производство собственных кинокартин — «Охота на дьявола» (производство фильма приостановлено) и «Анна Каренина».

Договоры на производство двух фильмов заключены «Мосфильмом» с ООО «Мосфильм-мастер» и ООО «Киностудия «Курьер». Общая сумма, выделенная киноконцерном на производство, превышает 446 млн руб., указывается в отчете. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», руководителем ООО «Мосфильм-мастер» является член профкома «Мосфильма» Евгений Бейлин; до 2013 года совладельцем компании также был заместитель директора «Мосфильма» Владимир Рясов. А учредителем ООО «Киностудия «Курьер» до 2013 года был сам Карен Шахназаров. Сейчас в качестве директора и соучредителя компании указана штатный сотрудник «Мосфильма», директор съемочной группы Галина Шадур. Она подтвердила РБК, что до сих пор является учредителем и генеральным директором киностудии «Курьер», а также подтвердила, что ее студия «в настоящее время участвует в создании кинопроекта «Анна Каренина» в качестве исполнительного продюсера».

«Мосфильм» практически не снимает фильмов собственного производства, кроме самого Карена. Киноконцерн в основном работает на оказание услуг», — сетует гендиректор продюсерской кинотелевизионной компании «РИТМ» Юрий Кушнерев. С ним спорит депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» и режиссер Станислав Говорухин: входящая в состав «Мосфильма» киностудия «Вертикаль», которой он руководит, в 2015 году запустила в производство фильм «Домик на юге» режиссера Веры Сторожевой. Согласно договору с ООО «Киностудия «Вертикаль», указывают аудиторы, «Мосфильм» выделил на картину около 71 млн руб. «На «Мосфильме» мы снимаем все время», — добавил Говорухин.

В отчете аудиторов перечислены фильмы, снятые структурами концерна за счет «Мосфильма» с 2012 по 2015 год: четыре фильма из пяти снимало ООО «Киностудия «Курьер»; в пятом фильме, «Дорога на Берлин», Карен Шахназаров выступил в качестве одного из сценаристов и продюсеров. Помимо этого, в 2012 году Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), в попечительский совет которого входит глава киноконцерна «Мосфильм» Шахназаров, «выделил 30 млн руб. на прокат фильма режиссера Шахназарова «Белый тигр», сообщил РБК представитель фонда. Эта сумма была предоставлена на возвратной основе.

Шахназаров на вопрос корреспондента РБК, почему основную часть кинокартин на студии снимала «Киностудия «Курьер», отвечает просто: я профессиональный режиссер, почему я не имею права снимать фильмы?

Стройка на $500 млн

В 2013 году Карен Шахназаров в разговоре с президентом Путиным посетовал: «Мосфильму» необходимо развиваться дальше, однако средств на это не хватает. В качестве варианта решения проблемы Шахназаров предложил отдать часть земли ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» под строительство коммерческой недвижимости, взамен на «Мосфильме» должны были построить нужные киноконцерну помещения.

6 июля 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «О привлечении инвестиций для развития федерального государственного унитарного предприятия «Мосфильм». Согласно документу «Мосфильм» и ООО «Альтера Парк» заключали инвестиционный договор, в рамках которого «Альтера Парк» получала участок под строительство недвижимости, а «Мосфильм» — новые павильоны и киноконцертный зал. (Ранее РБК уже писал об этом проекте (http://rbc.ru/business/02.09.2015/54d717639a794778d50efb3f))

Договор предусматривает снос 31 здания, которые находятся на территории «Мосфильма».

Инвестор проекта ООО «Альтера Парк» — 100-процентная «дочка» люксембургского фонда Altera Investment Fund, сообщил РБК исполнительный член совета директоров фонда, бывший заместитель руководителя аппарата правительства Кирилл Андросов. Шахназаров утверждает, что инвестора проекта искали «наверху» и сам он к Андросову за помощью не обращался. Андросов подтвердил, что заинтересовался проектом самостоятельно. Шахназаров не отрицает свое давнее знакомство с Андросовым — оба входят в совет директоров «Первого канала».

Андросов утверждает: стройка на «Мосфильме» начнется в 2017 году, пока же инвестиционное соглашение не заключено, «поскольку носит сложную правовую природу в силу многообразия интересов и ограничений сторон». На данный момент, сообщил РБК глава департамента строительства Москвы Марат Хуснуллин, участок под строительство на «Мосфильме» утвержден в Генплане, а представителям инвестора выдан градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

Согласно плану, который есть в распоряжении РБК, общая площадь объекта под строительство — 133 600 кв. м, из них свыше 50 тыс. кв. м приходятся на жилой комплекс, порядка 40 тыс. кв. м выделено на офисный комплекс, и 40 тыс. кв. м — на автостоянку. Новые съемочные помещения и киноконцертный зал с тремя залами для нужд киноконцерна разместятся на площади в 28 тыс. кв. м.

По словам Андросова, разработкой архитектурного проекта будет заниматься британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. Сам проект разбит на две очереди: в первую очередь будут построены объекты для нужд «Мосфильма», во вторую — для инвестора. Строительство будет вести дочерняя структура инвестиционного фонда Altera «АБ Девелопмент». В разговоре с корреспондентом РБК Андросов оценивал затраты на проект в $500 млн.

Адаптацией концепции John McAslan + Partners займется проектное бюро «Апекс». Это бюро активно сотрудничает с ГК «ПИК», основным акционером которой является бизнесмен Сергей Гордеев. Представитель ГК «ПИК» сообщил корреспонденту РБК: «Апекс является одной из подрядных организаций, с которой мы сотрудничаем по некоторым проектам».

РБК раньше писал о связи проекта строительства на «Мосфильме» со структурами Гордеева: согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», «АБ Девелопмент» на 65% принадлежит Altera Investment Fund, на 35% — Алексею Бланину (бывший гендиректор Horus Capital, созданной основателем «Росбилдинга», а сейчас президентом группы ПИК Сергеем Гордеевым). Компания была образована в 2008 году в результате реструктуризации созданной Гордеевым группы Horus. В 2011 году «АБ Девелопмент» стала частью группы Altera.

Нынешний проект практически полностью повторяет концепцию, предложенную «Мосфильму» девелоперской компанией ЗАО «Форум Пропертиз». В 2003 году, сообщили РБК в пресс-службе «Мосфильма», на территории киностудии должны были построить павильоны, а взамен инвесторы получали площадь под коммерческую застройку. «По неизвестным причинам работы по разработке проекта строительства объектов для киноконцерна «Мосфильм» ЗАО «Форум Пропертиз» были остановлены и проект не был реализован», — рассказал РБК представитель «Мосфильма».

«Не было привлекательности в этом проекте, потому что никто не понимал его затратную финансовую составляющую», — сообщил РБК директор по развитию ЗАО «Форум Пропертиз» Тимофей Морозов. По мнению Морозова, «техническое задание на «Мосфильм» составлялось по какой-то странной схеме, и его как такового не было. Плюс к этому нам стало известно, что «Дон-Строй» собирается построить напротив небоскреб-конкурент, так что наш дом на этом фоне никак бы не заиграл. В общем, в телесные отношения никто ни с кем так и не вступил».


Рабочий и колхозница

Официальной датой создания «Мосфильма» считается 30 января 1924 года — тогда на экраны вышел фильм режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». Фильм о героических авиаконструкторах снимали на «Москинокомбинате»; комбинат, созданный из двух студий под руководством Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева, позже переименовали в «Мосфильм».

«В советское время «Мосфильм» был таким ульем, который постоянно гудел. Каждая комната была занята съемочной группой: одновременно снимались картины, заканчивалось производство, начиналось производство — порядка 100 фильмов одновременно в работе», — вспоминает актер и режиссер Владимир Меньшов, снявший на киностудии фильмы «Москва слезам не верит» и «Ширли-Мырли».

«Мосфильм» строили по принципу студии, подобной Голливуду, — рассказывает бывший президент кинокомпании «Амедиа» Александр Акопов. — Эйзенштейн и Александров съездили в Штаты и решили построить что-то похожее, забыв о том, что Москва совсем немножко другая».

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/41/754691243869413.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/41/754691243869413.jpg)

Единственное, что намекает на сходство киноконцерна с Голливудом, — аккуратно стриженные лужайки и гольф-кары. По дорожкам организованно ходят туристы, разглядывая памятник неизвестной девушке с хлопушкой и монументальные павильоны из белого кирпича. В них постоянно снимают телешоу и сериалы «Куприн», «Новогодний огонек», авторскую программу Владимира Соловьева, «Танцы со звездами», «Ледниковый период», «Без страховки» и новое шоу пародиста Максима Галкина — «МаксимМаксим».

По словам трех источников РБК в руководстве российских продакшен-компаний, закупочная стоимость эпизода сериала на федеральных телеканалах обходится в 8–10 млн руб., а часового телешоу — порядка 6 млн руб. Аренда одной смены съемочного павильона в московских студиях в среднем составляет порядка 100 тыс. руб., говорят собеседники РБК.

Первый сезон сериала «Оптимисты» по заказу телеканала «Россия» режиссер Алексей Попогребский снимал всю весну. «В нашем блоке постоянно делали передачи Владимира Соловьева. Я некоторое время вздрагивал, натыкаясь в гримерной на табличку «В. Жириновский», но потом привык», — смеется Попогребский.

Идея Голливуда как студии, не только продающей услуги, но и продюсирующей фильмы, для России сейчас неактуальна, объясняет глава компании «Метрафилмс» продюсер Артем Васильев. По мнению Васильева, «Мосфильм» превратился в бюро услуг. «В советское время студия получала от государства деньги, на эти деньги силами студии и на студии производилось кино, которое пользовалось бешеной популярностью и приносило огромную прибыль, — ностальгирует продюсер. — Сейчас, если фильм соберет миллион зрителей, это будет большое достижение, если три — то это полное счастье. А тогда 30–40 млн человек считались абсолютной нормой. В СССР прибылью от кино дотировали производство каких-то других отраслей, «Мосфильм» был Голливудом, а потом кино кончилось. Сейчас ты просто покупаешь у студии услуги и арендуешь оборудование».

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/8/85/754691134091858.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/85/754691134091858.jpg)
Карен Шахназаров мечтает о новом Госкино, но не хочет его возглавлять. Он считает, что и так поднял из руин крупнейшую кинофабрику страны

Фото: Артем Голощапов

Искусство в массы

С 2012 по 2014 год на производственной базе «Мосфильма» было снято 535 картин и телепередач, подсчитали аудиторы; лишь пять из них были созданы самим «Мосфильмом», а доля от их проката составила чуть более 1% доходов концерна от проката своих картин — большую часть таких доходов обеспечили фильмы, снятые до 2000 года.

Эти упреки выводят Шахназарова из себя: он уже объяснял и Счетной палате, и журналистам, что киноконцерн работает как кинофабрика, которая не столько создает собственные проекты, сколько обслуживает сторонние. Этот капиталистический путь, по мнению гендиректора, выбрал не он сам — его выбрала страна. Именно этот путь привел к тому, что «Мосфильм» работает так, как работает любая студия в мире, например Warner Brothers.

Финансовые показатели «Мосфильм» не раскрывает. Согласно последним данным, указанным в базе данных «СПАРК-Интерфакс», выручка концерна в 2014 году составила около 990 млн руб., чистая прибыль — свыше 487 млн руб.

«Деятельность той или иной киностудии не ограничивается только производством собственных фильмов. «Мосфильм», предоставляя услуги по производству фильмов сторонним организациям, является полноправным участником их создания. Оказание производственных услуг соответствует уставной деятельности предприятия и направлено на увеличение прибыли предприятия», — сообщил РБК представитель Министерства культуры.

Часть денег «Мосфильм» зарабатывает на аренде: поскольку ФГУП подчиняется Росимуществу, любой договор аренды должен быть оформлен при участии этого ведомства. Среди девяти арендаторов, с которыми у «Мосфильма» оформлен договор через Росимущество, — Государственный центральный музей кино (помещение для хранения фондов и музейных предметов), ООО «Караван Палас» (предприятия общепита), ООО «Пролаб-Центр» (фотоуслуги), ООО «Агентство ФТМ, Лтд» (литературное агентство).

Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», на территории «Мосфильма» (по адресу: Мосфильмовская улица, д. 1) зарегистрировано 54 организации. Только на двух этажах производственного корпуса корреспонденты РБК насчитали свыше 40 табличек с названиями разных компаний: ООО «Январь Продакшн», «Первый А», «Соливс», «Арс Видере», «Кремлин Филмз», «Профит» и многие другие.

На каком основании эти организации сидят на «Мосфильме»? В отчете Счетной палаты указано, что помимо договора аренды (с участием Росимущества) организациям могут предоставлять помещения на основании договора об оказании производственно-технических услуг. Проще говоря, если у кого-то возникает желание запустить свой проект на территории «Мосфильма», он может подать заявку, подписать договор и получить в пользование офисное помещение или комнату для хранения реквизита.

Как объяснили РБК два источника в руководстве продюсерских компаний, снимающих офисы на «Мосфильме», такой договор позволяет получить сравнительно недорогой офис в центре Москвы, в удобном месте, с охраняемой территорией и парком. Про аренду речи не идет: «Мосфильм» оказывает производственные услуги.

Согласно стандартному договору (есть в распоряжении РБК), ежемесячная стоимость «производственно-технических и иных услуг» составляет около 60 тыс. руб. без учета НДС. Кроме того, организация, снимающая помещение, обязана перечислить «Мосфильму» аванс в размере 100 тыс. руб. и при производстве фильма использовать только мосфильмовские мощности — операторскую технику, тон-студию, парк автомобилей, услуги декораторов и т.д. График работ в договоре не обозначен, так что теоретически «производство фильма» может растянуться (договор действует год, после чего может быть продлен или расторгнут).

«Я постоянный арендатор, и что творчески здесь делаю, какие именно проекты, не имеет особого значения, — объясняет продюсер Елена Яцура (компания «ТриКита»). — Но формально мы не имеем права ничего не делать: если киностудия вошла, она должна что-то производить. «Мосфильм» очень заинтересован в том, чтобы мы пользовались студийными ресурсами, техникой, потому что проверяющие органы их упрекают за то, что появляется кинокомпания, заявляет фильм в производство, а потом сидит на площадях «Мосфильма», не пользуясь его мощностями».

«Ты вносишь предоплату 100 тыс. руб., и, если не берешь у «Мосфильма» технику, эти деньги сгорают, — уточняет Алексей Агеев, продюсер компании «КиноТрест». — Но оборудование брать на «Мосфильме» нам невыгодно, поэтому мне выгоднее, чтобы эти 100 тыс. прогорели, ведь пространство в 60 квадратов, две комнаты почти в центре Москвы, запросто не снимешь».

Режиссер и член правления «Мосфильма» Владимир Меньшов уверен: большая часть табличек с названиями компаний на дверях осталась с давних пор. «Давно все студии перестали снимать что-либо, — убежден Меньшов. — Людей нет в коридорах. Ничего не происходит… Производственный корпус «Мосфильма» пуст. Я каждый раз иду к своему кабинету по пустому этажу».

Новое звучание

Звукорежиссер Владимир Овчинников проработал на «Мосфильме» с 1987 по 2010 год. Он помнит, как в начале 1990-х открывалась новая тонстудия, когда директором кинофабрики был Владимир Досталь: сделанная руками советских строителей и доведенная до ума швейцарской фирмой студия получилась действительно передовой и была превосходно оборудована.

Когда директором стал Карен Шахназаров, модернизация продолжилась: для студии были закуплены новые цифровые пульты, дорогостоящий софт, спутниковая тарелка для передачи большого объема данных. Однако сейчас на фоне возрастающей конкуренции настоящую ценность представляет лишь студия №1 с уникальной акустикой, где записываются оркестры.

Во всем остальном «Мосфильм» практически ничем не отличается от своих основных конкурентов — «Синелаб» и «Главкино», считает Овчинников. «На мой взгляд, вообще вся эта система немножко того… — говорит он. — Надо все-таки оглядываться вокруг. Почему большая часть производства на «Мосфильме» простаивает? Например, монтажный цех. Потому что монтажный цех — это громадное здание, где куча разных монтажных залов. Раньше, когда все снималось на пленку, такого, правда, ни у кого не было. А сейчас любой человек у себя дома, если у него есть талант и руки, может все сделать сам… Да и дубляж, и озвучание — все это можно сейчас делать в любой конуре».

Есть проблемы и с менеджментом. В конце 1990-х, когда вопрос с акционированием «Мосфильма» окончательно решился не в пользу Гусинского и Владимир Досталь покинул свой пост, большинство служб и подразделений киностудии успели сами себя приватизировать, в результате чего образовались отдельные конгломераты — юридические лица. Свое юрлицо было почти у каждого цеха, от автобазы до тонстудии. И Шахназарову, по его собственным словам, стоило больших трудов вернуть все это под крыло ФГУП «Мосфильм».

Овчинников вспоминает: когда тонстудия превратилась в ООО, туда сразу хлынули прямые заказы. Система оплаты была договорная. Да и с самой оплатой просто — прямо в помещении тонстудии стоял кассовый аппарат. Звукорежиссеры получали зарплату плюс почасовую оплату за конкретную работу.

«Мы сами ходили, искали клиентов, нам было интересно общаться с группами, — вспоминает Овчинников. — Я вообще ездил по концертам, рассказывал музыкантам, что вот, есть студия «Мосфильм», приходите к нам записываться. Руководителем тонстудии был мой приятель — он просто занимался техническими делами, ремонтами, чтобы профилактика была вовремя, чтобы смены распределялись. И еще сидела девушка — букинг-менеджер, принимала заказы. Нормальная схема. А потом нам сказали: все это на фиг не надо, этого руководителя вам не надо — и до свидания».

С приходом Шахназарова на пост гендиректора и возвращением цехов в лоно «Мосфильма» система работы изменилась. Сегодня, по словам Овчинникова, звукорежиссеры вообще не получают зарплату: их трудовые книжки находятся в так называемом секторе творческих и технических кадров. Когда клиент звонит на тонстудию, ему предлагают выбрать звукорежиссера из списка. После этого составляется договор, клиент оплачивает работу на студии через бухгалтерию и кассу, и звукорежиссер получает свою трудовую копейку. В остальное время творческие и технические кадры крутятся как могут.


Творческий резерв

Один этаж «Мосфильма» поделен между киностудиями, которыми руководят члены правления киноконцерна, — это бывшие творческие объединения, существующие на «Мосфильме» десятки лет. За каждым членом правления, сообщили РБК в пресс-службе «Мосфильма», закреплен личный кабинет, прочие площади предоставляются на общих основаниях.

Личные кабинеты являются основным предметом спора между Счетной палатой и правлением «Мосфильма»: по мнению аудиторов, в помещениях сидят не столько начальники, сколько сотрудники сторонних организаций, которые возглавляют члены правления киноконцерна. «Художественный руководитель кинокомпании «РИТМ» Георгий Данелия как член правления «Мосфильма» имеет право на 100 кв. м, где мы и обитаем, — кипятится глава продюсерской компании «РИТМ» Юрий Кушнерев. — Мы сидим в кабинетах, полируем сценарии, работаем с авторами. Разные люди к нам приходят, пьют чай, едят сушки, раньше водку пили, теперь не пьют. Вы мне скажите, почему это должно волновать Росимущество?!»

«Зачем вам знать, кто сидит в моем кабинете?» — нервничает Владимир Меньшов в разговоре с РБК. После паузы он признается: да, там сидят «его ребята», вот только им работать сейчас не над чем. Недавно Министерство культуры отказало Меньшову в финансировании двух проектов. «Еще полгода, и кабинет можно заколачивать», — сокрушается режиссер.

Свою последнюю картину («Магнитные бури») режиссер Вадим Абдрашитов снял на «Мосфильме» в 2003 году: сейчас «Киностудия «Арк-Фильм», в которой Абдрашитов работает художественным руководителем, оказывает производственные услуги сторонним компаниям. Последние крупные проекты «Арк-Фильма» увидели свет около десяти лет назад — телесериалы «Дальнобойщики», «Московские окна», «Дети Арбата» и фильм «Тарас Бульба». «Но жизнь продолжается, и сейчас мы, получив поддержку Фонда кино, начинаем работу над фильмом «7 пар нечистых», проект которого представляется нам весьма интересным и перспективным», — не унывает Абдрашитов.

Фильм «Сволочи» (2006 год), реклама стирального порошка с участием Леонида Якубовича — перечисляет работы своей студии Юрий Кушнерев. Помедлив, он вспоминает еще одну работу — телефильм «Бедная крошка» Евгения Гинзбурга с участием Олеси Судзиловской, Марии Ароновой и Армена Джигарханяна. На экраны лента не вышла. «Это музыкальная версия «Дюймовочки», ее сначала хотели по телевидению показать, но все каналы отказались, — рассказывает Кушнерев. — Потом мне один продюсер говорит: «Да ты сам этот фильм видел? Там у тебя восстание на болоте, лягушки бастуют против жабы-президента и держат в руках плакат «Долой президента!». Какой канал это покажет? — сказал мне этот продюсер. Фильм один раз вышел на ТВЦ в пять утра, вот и все».

В Министерстве культуры прекрасно понимают, что хороших режиссеров у нас не пруд пруди, уверен Станислав Говорухин. «Если есть материалы и идеи, для того чтобы деньги дали, то средства на фильм обязательно дадут. Нужно для начала иметь хороший сценарий и идею, которая бы вдохновляла», — убежден режиссер. Последняя картина Станислава Говорухина, «Конец прекрасной эпохи», вышла в 2015 году.

Министерство культуры денег на производство кинокартин в последние четыре года «Мосфильму» не выделяло, сообщил РБК представитель ведомства. На поддержку российского кинопроизводства в целом в эти годы министерство ежегодно тратило в среднем около 5 млрд руб.

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/800xH/media/img/1/14/754691243869141.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/14/754691243869141.jpg)
Доходы и расходы«Альтернатив «Мосфильму» нет, — убежден режиссер Попогребский. — Нам для съемок нужно было построить МИД 60-х годов, в котором работает отдел внешнеполитической рекламы, — все красиво, все пижоны, у них такой интересный чердачок, и они периодически вылезают на крышу покурить. То есть нам нужны были огромные масштабы, удобное расположение и чистый звук. Мы нашли на «Мосфильме» и то, и другое, и третье».

При этом организация съемок на «Мосфильме» до сих пор устроена так, как в советские времена. Попогребский описывает ее устройство лаконично: «Ты приходишь, и люди, как будто из мультфильма «Фильм! Фильм! Фильм!», задают тебе вопросы: «Так, дети будут?» — «Будут». — «Нужны справки, прививки». Или: «Животные будут?» — «Нет». — «А птица в клетке? Птица будет?» И дальше: «Огонь будет? Если да, нужные пожарные». Мы огонь не планировали, но у нас была сцена, романтический ужин. Я предложил для интима маленькую свечку зажечь. И ровно в этот момент обход, бежит главный пожарный с криком: «Если свечка на площадке зажжена, на съемке обязательно должен дежурить наш пожарный».

«Шахназаров застрял в реальности 30-летней давности. Блин, да там идешь по коридору, и из каждой второй комнаты крики: «Да зачем мне ваш компьютер, я 30 лет в кино!» И весь «Мосфильм» так устроен: это огромная территория, но она занята прудом, автомойкой, еще чем-то. А они могли бы построить декорацию «Улица Москвы», она бы у них была заполнена на 20 лет вперед, потому что в Москве на улице нельзя снимать перестрелки, взрывы», — рассуждает один из продюсеров, снимающих на «Мосфильме». Помимо недостатка натурных площадок собеседник РБК жалуется на «советскую кормежку» в местных кафе, отсутствие кофе навынос, «наждачную туалетную бумагу» в санузлах и «советский дух» на киностудии.

В том виде, в котором «Мосфильм» находится сейчас, он существует только благодаря тому, что мне удалось сохранить за 11 лет моей работы, горячится бывший директор «Мосфильма» Владимир Досталь. По его словам, основу благосостояния «Мосфильма» по-прежнему составляет знаменитый «золотой фонд» киностудии — киноконцерн является обладателем исключительного права на 1381 произведение. «Эти фильмы я с кровью отбивал», — вспоминает Досталь.

«Золотой фонд» с завидной периодичностью показывают на телеканалах. Стоимость одной минуты хронометража составляет от 1500 до 15 тыс. руб., расценки утверждены приказом «Мосфильма» от 18 декабря 2014 года №341, лицензионные договоры на использование кинокартин «Мосфильм» заключал с «Первым каналом», ВГТРК «Россия 1», НТВ, СТС, ТВ3, РЕН-ТВ, «ТВ Центр», а также с региональными телеканалами, каналами стран СНГ и зарубежными компаниями из Японии, Германии, Швейцарии, Франции, Китая и др. Среди фильмов, купленных по договорам, большая часть снята до 2000 года. В прокат берут «Андрея Рублева», «Иваново детство», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало» Андрея Тарковского, «Войну и мир» Сергея Бондарчука, «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.

По словам самого Шахназарова, в конце 1990-х годов прибыль от «золотого фонда» составляла свыше 90% годового дохода «Мосфильма». Сейчас, поясняет Шахназаров, деньги, полученные от проката киноклассики, составляют порядка 30% дохода киноконцерна, остальные 65% приходятся на производственную деятельность. Оставшиеся 5% приносят экскурсии и официальная аренда.

5 млрд руб. выделило в 2015 году Министерство культуры РФ на поддержку кинопроизводства, 3 млрд руб. из них — через Фонд кино (40% из этих денег выделяется на возвратной основе)

$166 млн, по данным Forbes, был готов заплатить в 1997 году Владимир Гусинский за 49% акций киноконцерна «Мосфильм»

243 млн руб. составили в 2015 году доходы «Мосфильма» от проката и показа художественных кинофильмов

54 организации зарегистрированы в настоящее время на территории киноконцерна «Мосфильм»

102 объекта недвижимого имущества закреплено за ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» на праве хозяйственного ведения

8 фильмов профинансировал «Мосфильм» с 2014 по 2016 год за счет собственных средств

16,5 тыс. руб. за смену (четыре часа) составляет стоимость аренды главной оркестровой студии плюс услуги звукорежиссера — от 1 тыс. руб. в час

42,9 тыс. руб. в сутки стоит аренда павильона №1 (1858 кв. м)

22,8 тыс. руб. в сутки — аренда павильона №3 (858 кв. м)​

Источник: «СПАРК-Интерфакс»


Большие надежды

Весной Карен Шахназаров убеждал членов Совфеда, что без поддержки государства российский кинематограф проиграет «борьбу за умы» американским кинокомпаниям, которые доминируют на мировом рынке. В России производится от 70 до 90 фильмов в год, из которых в прокат выходят лишь 20–25, говорил он, а чтобы наполнить прокат отечественными фильмами, надо ежегодно производить как минимум 250 картин.

«Если не нарастить производство фильмов и не превратить российскую киноиндустрию в одну из важных киноиндустрий мира, мы можем проиграть эту борьбу навсегда», — обещал Шахназаров. С этим связана идея глобальной перестройки российской киноиндустрии, которую разрабатывает и проповедует генеральный директор: создать структуру, отчасти похожую на Госкино, Министерство кинематографии советского образца, где занимались бы финансированием отечественных фильмов. Это министерство, втолковывает Шахназаров, взяло бы на себя одновременно функции департамента по кинематографии Минкульта и Фонда кино. Сам Шахназаров возглавлять новую структуру не хочет, упирая на то, что его стараниями и так уже поднята из руин главная государственная кинофабрика.

«Создать структуру, подобную Министерству кинематографии, — да, это было бы самое разумное. Если говорить о духовном воспитании, то это было бы самым перспективным. Сегодня мы сталкиваемся с чудовищными ошибками в кино, с примитивными сюжетами. Этого не могло быть, когда существовало Госкино», — поддерживает коллегу Станислав Говорухин. Идея создания нового министерства вызывает симпатии и у Вадима Абдрашитова: «Конечно, структура, подобная Госкино, должна быть создана, и она, в частности, должна обеспечивать прокатом наши фильмы».

Идея Шахназарова пока остается без ответа. В настоящий момент внесение изменений в существующую систему распределения средств на кинематографию на повестке дня не стоит, сообщил РБК представитель Министерства культуры.

При участии Яны Милюковой и Людмилы Подобедовой

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)