PDA

Просмотр полной версии : Водка с QR-кодом: в России вступают новые правила продажи алкоголя


РБК
01.07.2016, 00:11
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/0/27/754673148084270.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/27/754673148084270.jpg)Фото: Елена Пальм/Интерпресс/ТАСС


С 1 июля 2016 года все магазины, торгующие алкоголем, обязаны фиксировать розничные продажи спиртных напитков в системе ЕГАИС. Государство рассчитывает таким образом пополнить бюджет на несколько десятков миллиардов

До сих пор система учета алкогольной продукции ЕГАИС, внедрение которой началось еще в 2006 году, контролировала исключительно взаимоотношения производителей, оптовиков и розницы в части оформления отгрузки алкоголя. Продажи конечному потребителю в системе никак не учитывались.

С 1 июля розничные продавцы обязаны фиксировать в ЕГАИС не только приемку товара от оптовиков, но и все розничные продажи потребителям через кассы. По данным Росалкогольрегулирования (РАР), сейчас в России насчитываются чуть более 210 тыс. розничных организаций, имеющих лицензии на продажу алкоголя. Из них около 50 тыс. — заведения общепита, остальное — магазины. В общей сложности в них работают около 350 тыс. кассовых аппаратов.

«Сейчас к передаче информации в ЕГАИС готовы около 210 тыс. кассовых аппаратов, но к концу дня эта цифра может увеличиться», — сообщил РБК представитель РАР Александр Куликов. По информации ведомства на 15:00 30 июня к ЕГАИС подключились 100% работающих магазинов и ресторанов, имеющих алкогольную лицензию, и 99% розничных точек по продаже пива.

В «Опоре России» РБК подтвердили эти данные, отметив, что, по их подсчетам, с начала года от 2 до 5% розничных точек, обладавших лицензией на продажу алкоголя, ушли с рынка. Также, по данным «Опоры», закрылись 18 тыс. пивных магазинов, или около 15% от общего числа.

Невеселые праздники

Отраслевой регулятор — РАР — неоднократно называл (http://www.rbc.ru/interview/business/27/10/2015/562f95ef9a79470d2ede08ac) слабый контроль над розницей основной причиной роста нелегального рынка спиртных напитков. В октябре 2015 года глава РАР Игорь Чуян объяснял РБК, что ведомство ежегодно получает данные, согласно которым объемы продаж алкоголя в рознице намного превосходят объемы производства и импорта. В 2014 году эта разница составила более 22%. Ее обеспечил нелегально выпущенный алкоголь — без уплаты акциза государству, из-за чего бюджет недополучил как минимум 31 млрд руб., подсчитало ведомство. «Как с этим бороться? Как раз для этого мы и планируем внедрять ЕГАИС в розницу и оптовое звено», — говорил Чуян.

Крупнейший случай уклонения от уплаты акциза был выявлен в конце 2015 года. Против руководства семи водочных заводов в Кабардино-Балкарии были возбуждены уголовные дела: они не заплатили в бюджет совокупно 24 млрд руб. — сумму, практически равную доходной части бюджета этой северокавказской республики (27 млрд руб.).

Добровольцы ЕГАИС

Идея подключить к ЕГАИС ретейлеров появилась относительно давно. 22 апреля 2011 года на совещании под председательством Владимира Путина, тогда еще занимавшего пост премьера, Росалкогольрегулированию было поручено внести в правительство предложения о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции. В начале следующего года РАР нашла 11 добровольцев среди небольших магазинов Подмосковья, которые согласились протестировать систему на практике. К их кассовым аппаратам были подключены GSM-модуль и сканер, с помощью которых информация о пробиваемом алкоголе отправлялась на сервера ЕГАИС. Затраты на оборудование магазинам компенсировало государство. Результатами эксперимента в РАР остались довольны. По данным ведомства, система не только работала без сбоев, но и сумела выявить свыше 400 случаев продажи нелегального алкоголя, когда через кассы проходила продукция с повторным использованием одной и той же федеральной специальной марки.


Внедрение ЕГАИС в розницу шло постепенно. С 1 января 2016 года вступили в силу поправки к закону «О госрегулировании алкогольного рынка» (171-ФЗ), согласно которым в системе должны были зарегистрироваться все обладатели оптовых и розничных лицензий на продажу алкоголя, а также производители, оптовики и розничные продавцы пива (для этих категорий компаний лицензии не требуются). Они обязаны фиксировать в ЕГАИС все движение продукции по товаропроводящей цепочке, а также перешедшие с прошлого года остатки на складах. Ввиду многочисленности розничных магазинов позже государство дало им отсрочку: до 1 апреля им можно было не подключаться к ЕГАИС и продавать при этом алкоголь, поставленный им до Нового года.

Новые правила, введенные в разгар длинных январских праздников, создали неудобства для многих участников рынка. Менеджеры нескольких оптовых компаний рассказывали (http://www.rbc.ru/society/14/01/2016/56bc84839a794713b417137f) РБК, что им пришлось все праздники провести на складах, вручную вбивая в систему информацию о хранящемся там алкоголе.

«Вчера направил несколько машин в магазины. Розница не может подтвердить мне факт поставки, так как система ее не подтверждает, — жаловался РБК предприниматель из Иркутска. — Оператор техподдержки ЕГАИС сказал, что время ожидания подтверждения может составить до трех суток. Машины остались ночевать, так как товар не принят, а у нас на улице минус 30 градусов. Утром открыли груз: пиво все полопалось — 100 ящиков в одной машине, 150 — в другой, вино и шампанское тоже. Сейчас подсчитываю ущерб».

Спустя полгода опрошенные РБК ретейлеры уверяют, что проблем с внедрением ЕГАИС возникнуть не должно.

Дело в кассе

Для работы с новой системой владельцы розничных точек должны были приобрести 2D-сканеры, считывающие информацию с акцизной марки, и установить на кассу специальное ПО, совместимое с ЕГАИС. Софт предоставлялся бесплатно, однако многим ретейлерам пришлось менять кассовые аппараты на новые.

Для кассиров работа с системой ЕГАИС сопряжена с несколькими дополнительными действиями. При считывании EAN (штрихкода) алкогольной продукции на экране кассы появляется запрос: «Отсканируйте ШК марки». Кассир должен отсканировать штрихкод марки 2D-сканером, после чего товар или добавляется в общий чек, или система его «не пропускает». Если все прошло успешно, покупатель получает «дополнительный» чек с QR-кодом купленного спиртного и при желании может убедиться в его легальности при помощи бесплатного мобильного приложения.

На официальном информационном портале ЕГАИС подчеркивается (http://egais2016.ru/scheme/), что алкоголь может «не проходить» по кассе не только по причине своего нелегального происхождения, но и из-за повреждений акцизной марки. В отличие от других категорий товаров кассир при этом не может вбить данные в систему в «ручном режиме».

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/800xH/media/img/6/46/754673160054466.jpeg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/46/754673160054466.jpeg)
«В начале тестирования мы столкнулись с проблемой считывания акцизных марок. Это замедляло работу кассиров, — признается представитель сети «Дикси» Екатерина Куманина. — Но сейчас считываемость акцизных марок уже близка к 100%. Сканирование занимает не больше времени, чем при обычной продаже до внедрения системы».Это подтверждает и представитель сети «Лента» Мария Филиппова: «Нелегального алкоголя у нас нет. На кассах бывают случаи, когда не считывается штрихкод акцизной марки (причины могут быть разные, например, в процессе транспортировки марка затирается), но такие случаи нечасты».

Стоимость приобретения оборудования и налаживания системы работы ЕГАИС также не стала для торговцев критичной. В сети супермаркетов «Я любимый», состоящей из 29 магазинов, общие затраты на подключение к системе оценили в 4,5 млн руб. — то есть 155 тыс. руб. на магазин.

Для небольших магазинчиков или кафе с единственным кассовым аппаратом затраты составят минимум 50 тыс. руб., оценил РБК член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. По его словам, некоторые несетевые магазины экономят, подключая к ЕГАИС не все кассовые аппараты, а один — продавать алкоголь можно будет только через него. Представители сетевого ретейла такую практику не используют, хотя некоторые из опрошенных участников рынка признавались, что рассматривали такую возможность.

Как говорит финансовый директор сети «Я любимый» Михаил Федулов, от идеи отказались по причине того, что создание специальной «алкогольной зоны» потребовало бы перепланировки магазина, установки дополнительных касс и перераспределения торгового пространства, что повлекло бы дополнительные расходы. «Кроме того, это значительно усложнит процесс покупки и повлияет на лояльность покупателей», — отмечает топ-менеджер.

«Выделение отдельных кассовых зон для оплаты алкогольной продукции не соответствует коммерческой политике компании. Исключением являются бутики алкоголя в «Ашан Рублево» и «Ашан Сокольники», где в рамках проекта представлен товар, требующий сопровождения консультанта», — рассказала РБК представитель «Ашана» Мария Курносова.

Выход из тени

Внедрение ЕГАИС в оптовое и розничное звено сильно сказалось на официальной статистике. По данным Росстата в январе—мае 2016 года производство водки в России выросло на 12,3%, при этом с марта был отмечен взрывной рост производства — на 29–30% каждый месяц по отношению к прошлогодним показателям.

Добровольцы ЕГАИС

Идея подключить к ЕГАИС ретейлеров появилась относительно давно. 22 апреля 2011 года на совещании под председательством Владимира Путина, тогда еще занимавшего пост премьера, Росалкогольрегулированию было поручено внести в правительство предложения о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции. В начале следующего года РАР нашла 11 добровольцев среди небольших магазинов Подмосковья, которые согласились протестировать систему на практике. К их кассовым аппаратам были подключены GSM-модуль и сканер, с помощью которых информация о пробиваемом алкоголе отправлялась на сервера ЕГАИС. Затраты на оборудование магазинам компенсировало государство. Результатами эксперимента в РАР остались довольны. По данным ведомства, система не только работала без сбоев, но и сумела выявить свыше 400 случаев продажи нелегального алкоголя, когда через кассы проходила продукция с повторным использованием одной и той же федеральной специальной марки.


По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, взлет производственных показателей обусловлен не увеличением спроса, а тем, что напуганная розница «просто прекратила торговать нелегальной водкой, выкинула ее с полок». «Соответственно, те, кто производил неучтенную продукцию, потеряли основные каналы сбыта. Им теперь ничего не остается, как показывать в ЕГАИС произведенные объемы и конкурировать со всеми на общих основаниях или уйти с рынка», — рассуждает Дробиз.

Он говорит о масштабных проверках розничной торговли в регионах. В случае выявления нелегальной водки магазин рискует не только получить штраф, но и остаться без розничной лицензии на торговлю алкоголем, при том что это одна из основных категорий в выручке.

По мнению Дробиза, объем легального производства водки в нынешнем году составит около 750 млн л при сохранении прошлогоднего объема продаж на уровне 850 млн л. Таким образом, объем нелегального рынка водки сократится до 10–12% — рекордно низкого за последнее десятилетие.

Крупнейшие компании-производители, в последние годы жаловавшиеся на то, что обилие дешевой водки на рынке убивает их бизнес, сейчас не скрывают, что удовлетворены реформами. «ЕГАИС уже сейчас приносит результат. И рост объемов выпуска легальных производителей, и увеличение поступлений в бюджет — это результат внедрения системы в оптовое и розничное звено, — считает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. — Большинство схем, используемых производителями «левого» спиртного в текущей ситуации неприменимы. Сейчас нельзя отгрузить алкоголь в никуда. И появиться ниоткуда у оптовика или в рознице он тоже не может».

Результатом обеления алкогольного рынка сразу стал рост поступлений от акцизов на крепкий алкоголь. За первые пять месяцев 2016 года бюджет получил 123,3 млрд руб. акцизных денег, что на 17,4% больше, чем годом ранее, сообщал (https://rns.online/consumer-market/Sbor-aktsizov-na-krepkii-alkogol-v-yanvare-iyune-viros-na-188-iz-za-vnedreniya-EGaIS-2016-06-28/) журналистам вице-премьер России Александр Хлопонин. Тогда же Игорь Чуян заявил, что введение ЕГАИС в рознице позволит дополнительно направить в бюджет как минимум 30 млрд руб.

В 2015 году от уплаты акцизов на алкогольные напитки в бюджет поступило 279 млрд руб. (на 7% меньше, чем в 2014 году). Из них 146,2 млрд пришлось на алкоголь крепче 9% содержания спирта (кроме вин), а 130,2 млрд руб. — на пиво. Таким образом, в 2016 году бюджет может получить от алкоголя более 300 млрд руб. дохода.

«Это действительно убедительные показатели, — считает Вадим Дробиз из ЦИФРРА. — Хлопонин, Улюкаев (РАР подчиняется Министерству финансов, которое возглавляет Алексей Улюкаев. — РБК) и особенно Чуян, под которым весь прошлый год отчаянно раскачивалось кресло, могут чувствовать себя королями. Система заработала, и деньги в бюджет пошли, а это крайне важно в нынешней ситуации». 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)