PDA

Просмотр полной версии : «Дочка» «Роснефти» начнет поставлять бензин в Иран


РБК
28.06.2016, 21:20
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/0/15/754671357639150.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/15/754671357639150.jpg)Фото: Reuters/Pixstream


«Роснефть» с 2017 года может начать поставлять в Иран бензин. К этому времени Petrocas, в которой госкомпании принадлежит 49%, планирует обустроить логистический терминал через Южно-Кавказский коридор

Компания Petrocas Energy Group, 49% которой «Роснефть» приобрела за $144 млн в январе 2015 года, планирует начать поставлять бензин и дизельное топливо в иранские порты Нека и Энзели через собственный нефтеналивной терминал в грузинском порту Поти. Об этом РБК рассказал гендиректор Petrocas Energy Group Вано Накаидзе и подтвердил ее мажоритарный акционер Давид Якобашвили (владеет 51%) .

По словам Накаидзе, пропускная способность терминала в Поти — около 3 млн т нефтепродуктов год, сейчас о​н загружен на 1–1,5 млн т. Через этот терминал идут поставки светлых нефтепродуктов в Армению (до 80% потребления в стране) и страны Закавказья. В Поти также есть специальные емкости для хранения бензина. В сторону Каспийского моря для транспортировки нефтепродуктов в Иран топливо планируется перевозить по железной дороге в порты Азербайджана, в том числе в Баку, а уже оттуда танкерами по Каспийскому морю в порты Ирана, поясняет топ-менеджер.

Для того чтобы выйти на иранский рынок и постав​лять туда не менее 1 млн т бензина в год, Petrocas планирует расширить терминал: докупить цистерн и специальных железнодорожных вагонов для перевозок нефтеналивных грузов, обустроить железнодорожные пути и инфраструктуру для швартовки большегрузных танкеров, а также для перегрузки продукции на танкеры на Каспии, сообщил РБК совладелец компании Давид Якобашвили. Он оценивает инвестиции в такую модернизацию в $100–200 млн и утверждает, что у компании есть на это собственные средства.

По словам Накаидзе, рынок Ирана планируется освоить уже с 2017 года и поставлять через Поти до 3 млн т нефтепродуктов в год, из них около 1 млн т бензина будет экспортироваться в Иран, а остальная часть нефтепродуктов будет закупаться в Туркмении и Казахстане для поставок в Европу. По словам Накаидзе, как минимум половину от планируемых поставок топлива в Иран (0,5 млн т) обеспечит партнер его компании — «Роснефть» (пока Ирана нет в числе крупных покупателей нефтепродуктов госкомпании, следует из ее отчетности).

Якобашвили не стал называть конкретных сроков начала поставок нефтепродуктов в Иран, но подтвердил, что у компании есть такие планы. «Мы очень зависим от политической ситуации в Иране, отношений между нашими странами и настроения людей, поэтому точные сроки называть рано. Это также должно быть согласовано с нашими партнерами из «Роснефти». Но создать логистический терминал в Иран — это наша мечта, которая должна осуществиться. Ведь это дало бы нам огромные обороты», — сказал он РБК.«Если наши планы по созданию маршрута в Иран через Южно-Кавказский коридор осуществятся, то Petrocas учтет и желание «Роснефти» выйти на иранский рынок со своим топливом», — заметил Якобашвили. Из Казахстана и Туркмении через Южно-Кавказский коридор можно будет импортировать нефтепродукты и сырую нефть для дальнейшей продажи в Европе, добавил он.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не стал комментировать интерес «Роснефти» к выходу на рынок Ирана для продажи бензина. В декабре 2015 года глава «Роснефти» Игорь Сечин провел встречу с министром нефти Ирана Бижаном Зангане, на которой обсуждались инвестиции в проекты в этой стране (нефтяные и газовые проекты), рассказывал российский министр энергетики Александр Новак.

Терминал и заправки

Petrocas владеет нефтеналивным терминалом в порту Поти мощностью 3 млн т нефтепродуктов в год и управляет розничной сетью АЗС Gulf в Грузии, Армении, Азербайджане и Казахстане, состоящей более чем из 200 заправок. Компания планирует увеличить число АЗС в пять раз, до 1 тыс., сеть будет расширена в странах Закавказья и Балкан, сказал РБК Накаидзе. По его словам, станции будут строиться с нуля или приобретаться готовые сети. Стоимость строительства одной заправки, по его оценке, составит от $100 тыс. до $500 тыс. Petrocas также занимается трейдингом нефтепродуктов в Закавказье, в прикаспийских и черноморских странах.


РБК не удалось получить комментарий представителя Министерства нефти Ирана. В середине июня Зангане заявил (http://www.angi.ru/news.shtml?oid=2838301), что республика добывает более 3,8 млн барр. нефти в сутки, из которых около 2 млн барр. экспортируется. Несмотря на это, в республике сохраняется дефицит бензина. Иран планирует до 2020 года построить пять НПЗ для увеличения объемов перерабатываемой нефти с 1,85 млн до 3,2 млн барр. в сутки, чтобы снизить зависимость от импорта бензина, заявил (http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-06-12/iran-to-cut-gasoline-imports-with-14-billion-refinery-expansion) Bloomberg (http://www.bloomberg.com/) управляющий директор National Iranian Oil Refining & Distribution Аббас Каземи 13 июня. Инвестиции в строительство новых заводов Каземи не назвал, отметив, что модернизация действующих НПЗ потребует $14 млрд инвестиций. Якобашвили сомневается, что Ирану удастся в такие короткие сроки решить проблему дефицита бензина: «Санкции в отношении Ирана до конца не сняты, а без западного оборудования они не смогут построить заводы».

По состоянию на март 2016 года потребление бензина в Иране составляло около 70 млн л в день, из них 9 млн л импортировалось (или около 6,8 тыс. т), сообщало агентство Bloomberg (http://www.bloomberg.com/) со ссылкой на National Iranian Oil Products Distribution Co. Таким образом, в годовом выражении импорт составляет около 2,5 млн т, и на него приходится около 13% внутреннего потребления.

В Иране действительно есть дефицит бензина, но возить нефтепродукты из России туда даже через Южно-Кавказский коридор дорого и логистически сложно, предупреждает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. «Терминал в Поти находится на Черном море, а порты приема грузов в Иране — на Каспии. В результате потребуется несколько перегрузок с танкера на танкер с перевозкой на железной дороге: при сбое цепочки на любом этапе это отражается на сроках доставки потребителю», — отмечает эксперт.

Накаидзе утверждает, что логистика поставок светлых нефтепродуктов с использованием портов и железной дороги для Petrocas прибыльна и в течение нескольких лет была опробована на поставках нефтепродуктов из Европы в Армению и Афганистан.  

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)