PDA

Просмотр полной версии : Гибкий союз или супергосударство: что решит первый саммит ЕС после Brexit


РБК
28.06.2016, 00:40
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/7/10/754670586041107.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/10/754670586041107.jpg)Флаги Евросоюза и Великобритании

Фото: Reuters/Pixstream

Открывающийся саммит ЕС будет посвящен переговорам о жизни после Brexit. Чиновники говорят, что союз станет более гибким, а СМИ, изучившие немецко-французские предложения, назвали их попыткой создать «супергосударство»

Во вторник, 28 июня, в Брюсселе пройдет встреча Европейского совета — двухдневный саммит глав государств и правительств ЕС. Главной темой (http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2016/06/28-29/) мероприятия станет выход Великобритании из Евросоюза. Проблеме Brexit вечером первого дня будет посвящена специальная пресс-конференция главы Евросовета Дональда Туска, президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера и премьера председательствующих в ЕС Нидерландов Марка Рютте.

Дать Кэмерону время

Еще утром в пятницу, когда итоговые результаты британского референдума только стали известны, Туск первым из мировых лидеров прокомментировал решение британцев покинуть Евросоюз. «Мы должным образом приготовились к подобному сценарию, — заявил политик. — Хочу также заверить, что мы продолжим быть едины, пусть даже в числе 27 стран [вместо 28]. Уверяю, что после выхода Великобритании не образуется никакого юридического вакуума».

Юридические последствия Brexit до сих пор являются предметом спора — как минимум потому, что подобных прецедентов еще не было. Официально процедура выхода страны должна начаться (http://www.rbc.ru/politics/24/06/2016/576bd6a49a7947b7288267de) с соответствующего обращения главы исполнительной власти государства к Евросовету. Но британский премьер Дэвид Кэмерон уже заявил (http://www.rbc.ru/politics/24/06/2016/576ce1809a7947e9f001ad1a), что сам процесс выхода запускать не будет, а оставит это своему преемнику. Это откладывает начало процедуры — еще в день референдума Кэмерон заявил, что останется в должности до октября. В ответ руководство ЕС призвало (http://www.rbc.ru/politics/24/06/2016/576d0f1d9a7947472b4e97a3) Лондон незамедлительно начать процедуру. «На выход так на выход», — пригрозил (http://www.bbc.com/news/uk-politics-eu-referendum-36599300) Жан-Клод Юнкер британцам за день до референдума, добавив, что возврата к обсуждению «лучших условий» сохранения страны в ЕС в случае победы евроскептиков не будет.

Накануне саммита Евросовета Брюссель несколько смягчил свою позицию. Как рассказал (http://euobserver.com/uk-referendum/134037) EUobserver попросивший об анонимности европейский дипломат, лидеры ЕС все же не будут требовать от Кэмерона незамедлительного начала процедуры выхода. «В интересах всех участников саммита — получить понятный и предсказуемый план дальнейших действий», — отмечает собеседник издания. Но сейчас, по его словам, Британия все глубже погружается в политический кризис, а значит, в неопределенность.

В результате, сообщает источник EUobserver, решение дать Кэмерону больше времени на подготовку было согласовано в воскресенье на встрече представителей 27 остающихся в ЕС стран, по настоянию германского канцлера Ангелы Меркель — уже после резких заявлений французского министра. Во вторник же проблема Brexit будет поднята на двух заседаниях: вначале с участием Кэмерона (где тот представит позицию Лондона), затем уже без него — тогда лидеры и будут обсуждать общий подход 27 оставшихся стран к переговорам с британцами.

Интеграция или гибкость

За несколько дней между референдумом и саммитом Евросовета европейские политики предлагали разные пути разрешения ситуации — в первую очередь это касалось реформ внутри Евросоюза.

Уже в пятницу вечером, по данным немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung, главы МИД Германии и Франции подготовили (http://www.faz.net/aktuell/politik/brexit/nach-brexit-entscheidung-berlin-und-paris-wollen-politische-union-vorantreiben-14307968.html) предложения о трансформации ЕС в «более гибкий союз», члены которого получат право самостоятельно определять степень своей интеграции в ЕС. В субботу план обсуждался в Берлине на экстренном съезде министров иностранных дел государств — основателей ЕС (Германии, Италии, Франции и стран Бенилюкса). Стороны предварительно одобрили документ, а глава французского МИДа Жан-Марк Эйро даже призвал (http://www.theguardian.com/politics/2016/jun/25/eu-emergency-talks-brexit-berlin) к отставке Кэмерона, чтобы не задерживать процедуру выхода Британии из ЕС.

Предложения Парижа и Берлина по реформе Союза обнародовал (http://www.radiopolsha.pl/6/137/Artykul/258999) польский телеканал TVP. Польские СМИ раскритиковали немецко-французский проект как попытку создать «супергосударство» под управлением ФРГ и Франции и даже нашли в документе предложения членам ЕС отказаться от собственных армий. В действительности в документе, опубликованном TVP, напрямую такого не говорится, но и предложений сделать союз «более гибким» тоже нет. В частности, предупредив о вызовах, перед которыми стоит Евросоюз, министры предлагают создать единую политику безопасности и согласовывать военные бюджеты; создать всеобъемлющую платформу для сотрудничества разведок стран-членов; окончательно передать решение миграционных вопросов на уровень ЕС; преодолеть кризис еврозоны путем дальнейшей финансовой интеграции. При этом, правда, министры признают, что в разных странах ЕС существует «разная степень стремления к европейской интеграции», и этот фактор следует всегда учитывать, уважая мнение государств-членов.

Следующие на выход

В критике предложений Берлина и Парижа Польшей нет ничего необычного. С весны прошлого года все ключевые посты в стране перешли представителям правоконсервативной и евроскептической партии «Закон и справедливость» экс-премьера Ярослава Качиньского. Проведенная новым правительством реформа конституционного суда вызвала резкую критику со стороны Брюсселя как антидемократическая, и в ближайшее время против Варшавы могут быть введены (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/574fed3d9a7947765fff17d2) санкции.

Население Германии и Франции, которые называют себя ответственными за судьбу ЕС, также подвержено евроскептическим настроениям. Согласно последним опросам от 25 июня, за правоконсерваторов из «Альтернативы для Германии» готовы проголосовать (http://www.wahlrecht.de/umfragen/emnid.htm) 12% немцев. Лидер французских националистов Марин Ле Пен — второй (http://www.ipsos.fr/decrypter-societe/2016-06-01-enquete-electorale-francaise-vague-4-alain-juppe-reste-en-tete-intentions-vote-primaire-droite) по популярности политик в своей стране с потенциальными 28% поддержки. В пятницу Ле Пен призвала (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/576cda899a7947e26bda7fe1) провести во Франции референдум, аналогичный британскому.

Среди государств Старой Европы скепсис по отношению к структурам ЕС высказывают и голландцы — об этом свидетельствуют итоги апрельского референдума по вопросу о подписании​ договора об ассоциации Украины с ЕС. 61% подданных Нидерландов отказались поддерживать этот акт. По мнению (http://www.rbc.ru/politics/07/04/2016/57061d8f9a79477a03ec3557) голландских экспертов, голосование было протестным, что показывает высокий мобилизационный потенциал евроскептиков и националистов.


Россия на полях

Формально Россия не присутствует в повестке дня саммита лидеров стран ЕС, однако как минимум два вопроса будут так или иначе касаться действий Москвы. Во-первых, это вопрос о продлении санкций против России. Сейчас наложенные Европой ограничения разделяются на три основных вида: индивидуальные санкции, ограничения на экономическое сотрудничество с «оккупированным» Крымом и так называемые секторальные санкции.

Адресные (индивидуальные) санкции продлены до сентября 2016 года, санкции против Крыма — до июня 2017 года. Действие самых болезненных секторальных санкций истекает уже 31 июля. Фактически постпреды 28 стран союза при ЕС продлили (http://www.rbc.ru/politics/21/06/2016/57690d259a794756138026c9) их на полгода еще на прошлой неделе, однако руководство Италии потребовало (http://www.rferl.org/content/italy-demands-eu-sanctions-russia/27815291.html) подождать с формальным утверждением решения лидерами стран на саммите Евросовета.

Но неожиданный результат британского референдума затмил всю повестку: вопрос об антироссийских санкциях в ней теперь даже не указан отдельным пунктом. Аналитики Sberbank CIB ранее предполагали (http://www.rbc.ru/business/25/06/2016/576d44099a79471e534a12cc), что Brexit может внести раскол в европейское единство в вопросе о санкциях: именно Лондон наиболее жестко отстаивал политику ограничений.

Другой связанный с Россией вопрос, который точно будет обсуждаться в Брюсселе во вторник, — это подготовка к саммиту стран НАТО, который пройдет в Варшаве в конце следующей недели. В середине июня генсек Альянса Йенс Столтенберг раскритиковал (http://www.rbc.ru/politics/15/06/2016/576119ad9a7947f1359d59fb) внезапные проверки в Российской армии, хотя продолжил настаивать на необходимости проведения в ближайшее время очередного совета Россия — НАТО. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)