PDA

Просмотр полной версии : Контроль за данными россиян предложили передать национальному оператору


РБК
17.06.2016, 15:30
http://s.rbk.ru/v7_top_static/current/images/social-icon.png
Чиновники собираются регулировать сбор и использование информации о российских пользователях сети. Для этого будет разработан соответствующий законопроект и создан национальный оператор, ответственный за «большие данные»

Новый закон

В России может быть создан «национальный оператор больших данных», который будет отвечать за «оборот» данные российских интернет-пользователей. Об этом в ходе своего выступления на ПМЭФ-2016 сообщил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Подобная структура может иметь форму частно-государственного партнерства, считает Жаров. Будущий оператор данных будет нести ответственность за использование персональных данных, которыми пользователи делятся с компаниям и сервисами.

Национальный оператор может быть создан в рамках законодательства о регулировании больших данных (big data) в России. Такой закон может появиться уже «в среднесрочной перспективе», сказал Жаров. Необходимо сотрудничество государства, бизнеса и общества, чтобы установить правила, по которым эти данные обращаются, хранятся, а главное защищаются, отметил Жаров. Этот процесс должен быть основан на «информированном доверии», считает он.

Регулировать сферу big data необходимо, поскольку сейчас практически любые пользовательские данные, которые в прямом смысле слова не относятся к персональным, могут быть использованы для установления личности пользователя, считает Жаров. В качестве примера он привел эксперимент, который, по его словам, приводил «одна глобальная социальная сеть». Компания в качестве эксперимента проанализировала данные всех своих пользователей, при этом обезличив всю информацию. Однако при помощи «умных» алгоритмов по косвенным данным все пользователи были в итоге идентифицированы. Даже косвенные данные, которые казалось бы не имеют никакого отношения к личности, превращаются в персональные, заметил Жаров.

Отрасль больших данных должна регулироваться, уверен помощник президента Игорь Щеголев, выступавший на той же сессии. По его мнению, необходимо проработать алгоритмы — что может собираться, как собираться, как может передаваться компаниями, и все это должно происходить с согласия и осведомленности самого пользователя. Нужно наделить человека полноценными правами, чтобы он точно знал, что отдает и кому, заявил Щеголев. «В каждом приложении крупными буквами, возможно, следует писать: «Аккуратно, вы отдаете те и те свои данные, они будут использоваться таким-то образом, но вы можете это предотвратить», — полагает Щеголев. Он провел аналогию с регулированием в табачной сфере, где компании обязали предупреждать об угрозе для жизни пользователей.

Данные превратились в серьезный экономический ресурс, один из наиболее перспективных, но при этом, один из самых дешевых, а человек превратился в своего рода буровую вышку, уверен Щеголев. Он привел пример с приложением «Фонарик» на смартфонах. Мало кто читает пользовательское соглашение, приобретая «это копеечное приложение», при этом в нем написано, что «вы даете право сервис получает вашему провайдеру или поставщику выкачивать из вашего телефона все — контактную книгу, список ваших перемещений и так далее», отметил помощник президента. «Казалось бы, зачем создателю приложения, которое просто включает лампочку на длительное время, ваши данные? Он зарабатывает на вас, на том, что людям становится известно: где вы, что вы, как вы, с кем вы», — заявил Щеголев.

Вопрос регулирования больших данных лежит не только в экономической плоскости, но и в морально этической, считает помощник президента. На сегодняшний день приватность практически исчезает: если в «офлайне» она пока еще сохраняется, то уже в ближайшее время «за вами будет шпионить ваш холодильник», отметил Щеголев. Если данные будут передаваться «в соседнюю лавку», чтобы «вам оттуда подбросили пачку молока»: это «очень хорошо, удобно, не надо ни о чем думать», считает он. «Однако давайте не будем все оцифровывать, чтобы человек хоть как-то напрягался. Иначе в «умном» городе будут жить одни идиоты», — предупредил Щеголев.

Старый закон

В России уже есть один закон, который регулирует хранение и обработку личной информации россиян. Закон «О персональных данных» вступил в силу 1 сентября 2015 года и обязывает российские и иностранные компании хранить данные российских пользователей на территории России. Закон освобождает от необходимости хранить персональные данные в стране иностранные посольства и авиаперевозчики, а также системы бронирования и средства массовой информации. Также крупные интернет-сервисы обязаны хранить информацию пользователей в течение шести месяцев.

Роскомнадзор с начала уже проверил 600 компаний, а до конца года проверит еще 900, в том числе крупнейшую российскую социальную сеть «ВКонтакте» на предмет соблюдения закона, заявлял накануне форума (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56c412a19a79470fc8ffbd3d.) Жаров. Впрочем, он подчеркивал, что пока ведомство выступает скорее консультантом для компаний по этому закону. «В этом году мы не были наказующи и пресекательны», — отметил он.

Среди иностранных компаний о переносе своих серверов в Россию сообщали в том числе компании Alibaba и Google, при этом в отношении Facebook и Twitter ведомство пока не сформулировало свою позицию. В начале февраля Жаров говорил, что направил в Twitter письмо с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию о том, что они намерены соблюдать закон о локализации персональных данных в России. «Никто их не обязывает на это письмо отвечать. Но мы рано или поздно, в этом или в следующем году, но проверим, исполняют они закон или нет. Если возникнет экстренная ситуация, мы можем и внеплановую проверку провести», — рассказал Жаров. Он отметил, что у Роскомнадзора есть возможность проверять компании вне зависимости от того, есть у них юридические представительства на территории России или нет.

«Я хочу подчеркнуть следующее. Если мы найдем нарушение закона, то мы будем в каждой ситуации разбираться индивидуально и предметно. И будем давать достаточный срок для того, чтобы компания начала движение в сторону локализации персональных данных, а не сразу ее «закрывать», — заключил он, отметив, что надзорное ведомство будет обращаться в суд только в случае «жесткого и принципиального отказа». 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)