PDA

Просмотр полной версии : Как это сделать: рассчитаться с долгами, когда нет денег


РБК
10.06.2016, 10:00
http://s.rbk.ru/v7_top_static/current/images/social-icon.png
Сложные времена бывают у каждого предпринимателя. Что делать, если не можешь рассчитаться с кредиторами, поставщиками и контрагентами? Как себя вести при кассовом разрыве?

Не паникуй

Правило первое — не поддаваться панике. В нашей стране, в столь зыбкой и непригодной для развития бизнеса экономической ситуации, в подобном кризисном положении находится большое количество предпринимателей. Многие еще вчера даже не могли представить, что окажутся в долговой яме. В действительности катастрофы в этом нет. Кассовые разрывы случаются и в крупных успешных компаниях, от этого никто не застрахован.

Первым делом предпринимателю необходимо уведомить своих кредиторов (контрагентов) о временных финансовых сложностях. В большинстве случаев контрагенты адекватно воспринимают ситуацию, что предоставляет возможность законно сдвинуть срок возврата денежных средств. Но при этом вы должны быть готовы к тому, что в письме придется указывать примерный срок возврата всей суммы займа/долга, а в некоторых случаях заранее согласиться с уплатой штрафных санкций. Кредитор не обязан идти навстречу, но, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев договориться удается.

Вторым делом необходимо постараться проанализировать сложившуюся ситуацию, понять причины того, как вы могли в нее попасть. Возможно, придется отказаться от привычных расходов, уменьшить размеры заработных плат за счет сокращения премий и иных надбавок, ретро-бонусов и так далее, а в некоторых случаях расстаться с некоторыми сотрудниками. Иногда причиной «кассовых разрывов» является ситуация, в которой вы сами исполняете обязанности кредитора для третьей стороны. Если этот так, то сейчас самое время направить усилия на взыскание денежных средств.

Жизнь в долгах

Первостепенным теперь станет для вас разработка и принятие антикризисных мер, поиск средств. При этом новые займы и кредиты необходимо использовать в качестве оборотных средств для реализации антикризисной программы, а не для погашения прежних займов. Хорошо если дальнейшая работа с контрагентами будет выстраиваться по схеме, где вы оплачиваете услуги или товары по факту их получения. Важно отметить, что для составления антикризисной программы потребуется привлечь компетентных сотрудников или партнеров, так как такая работа в корне отличается от стандартных стратегий ведения бизнеса. Вам предстоит научиться планировать ожидаемые доходы иначе, закладывая максимальные риски.

Учитывая, что не все контрагенты и/или кредиторы согласятся подождать наступления финансового оздоровления, которое может и не произойти, необходимо проконсультироваться с юристами на предмет перспективы судебных тяжб, которые далеко не всегда являются плохим исходом для предпринимателя. Поскольку любой судебный процесс занимает длительное время, порой на него уходит от 6 до 12 месяцев за счет затягивания процесса и обязательного обжалования судебного решения суда первой инстанции, можно выиграть время для финансового оздоровления своего бизнеса или его диверсификации.

Если так случится, что в результате аудита своей деятельности и финансовых прогнозов, придет понимание, что перспектива рассчитаться по долгам не представляется возможной, то следует готовиться к процедуре банкротства. Данная процедура занимает довольно много времени, но и здесь при всех минусах есть также и плюсы. Например, такая ситуация, когда должны вам, но самостоятельно вы не можете взыскать долги. В таком случае их взысканием будет заниматься конкурсный (арбитражный) управляющий. И если сумма взысканных средств будет перекрывать ваши долги, это в процессе банкротства может помочь вам избавится от долгов. Рассчитывать на то, что признание компании банкротом избавит предпринимателя от долгов в полном объеме не стоит.

В случае банкротства организации долги компании могут перейти на руководителя предприятия, а также учредителей в порядке субсидиарной ответственности. Если такие долги не будут погашаться и сумма их будет превышать более 1,5 млн рублей, то в отношении должника может быть возбуждено уголовное дело по ст. 177 УК РФ «Уклонение от уплаты кредиторской задолженности», ответственность за которое предусмотрена вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Выход есть

Как показывает практика наших клиентов, при правильной диагностике причин «кассового разрыва», принятии своевременных мер и при плотной работе с юристами в 70% случаев предпринимателям не только удается рассчитаться по своим денежным обязательствам, но и научиться делать бизнес более прибыльным и успешным.

Например, в 2015 году к нам за юридической помощью обратилась компания, занимающаяся организацией творческих проектов в России и Прибалтике. На тот момент владельцы бизнеса столкнулись с первым серьезным кризисом за 10 лет существования компании. Большие финансовые сложности, сопряженные с недоплатой налогов, несвоевременной выплатой, а то и задержкой на несколько месяцев заработной платы, просроченные обязательства по займам, а главное — огромный «кассовый разрыв», который не позволял учредителям нормально работать. Ситуация усложнялась еще и отсутствием хоть каких-то сторонних источников финансовых вливаний, поэтому организация балансировала на грани.

При этом компания неэффективно использовала оборотные средства, раздувала штат, существенно завышала размер заработной платы, тем самым привлекая сильных кандидатов (при этом они умалчивали, что стабильных выплат ждать не стоит). Изучив ситуацию, проведя бухгалтерский, налоговый и юридический аудит, мы предложили инструменты антикризисной программы по выходу из сложной ситуации. Первоначально мы встретились с кредиторами и на выгодных для всех сторон условиях подписали соглашение о пролонгации сроков возврата займов. Далее последовала совместная разработка бизнес-плана, который позволил привлечь необходимые для оздоровления компании денежные средства от частных инвесторов. Конечно, не обошлось без сокращения штата сотрудников и перевода нескольких людей в режим работы home-office. Также пришлось переехать в другой офис — подальше от центра и поменьше по площади.

Такие простые в общем-то методы позволили компании не только выжить и остаться на плаву, но и начать иначе относиться к планированию и ведению собственного бизнеса.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)