PDA

Просмотр полной версии : Доминанта Лавры. Как восстанавливали Успенский собор в Киеве


Корреспондент.net
11.05.2016, 07:30
Чтобы Успенский собор Киево-Печерской лавры возродился из руин, архитекторы четверть века обивали пороги министерств и ведомств.

Как восстанавливали храм, Корреспонденту рассказал заслуженный строитель Украины Анатолий Антонюк, пишет Ольга Замирчук в №16-17 издания от 29 апреля 2016 года.

Однажды Киево-Печерскую лавру посетили президент России Владимир Путин и тогдашний президент Украины Леонид Кучма. Когда Кучма показывал Путину Успенский собор, то с гордостью сказал, что во время реконструкции на внутреннюю отделку храма потратили сотни кубов дерева. «Что ж вы тогда долги за газ не отдаёте?» — спросил Путин своего коллегу, и оба они рассмеялись.

Эту историю любит рассказывать заслуженный строитель Украины Анатолий Антонюк. Начиная с 1980-х он с группой архитекторов, историков и общественников обивал пороги кабинетов всех возможных чиновников с просьбой дать разрешение на восстановление главного соборного храма Киево-Печерской лавры. Успенский собор взорвали ещё во время Второй мировой, и некогда величественный храм превратился в руины. Лишь спустя 20 лет с момента начала больших переговоров о его судьбе собор удалось возродить.

Борьба за реконструкцию

Успенский собор несколько веков был для православных легендарной святыней. По преданию, его построили во второй половине XIвека, после того как по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошёл огонь. Он сжёг на одном из склонов все деревья и кусты, чтобы появилась ровная площадка для строительства храма.

Архитекторами Успенского собора стали 12 греческих мастеров. Согласно легенде, сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма. Именно поэтому о церкви говорили «небеси подобная» и считали её земным уделом Богородицы.

http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1812074.jpg?v=635984262395912060
Успенский собор до разрушения. Фото 1911 года


Успенский собор служил усыпальницей киевских князей. На территории храма было до 300 захоронений известных исторических и церковных деятелей. К примеру, в Успенском упокоился основатель Киево-Могилянской академии Пётр Могила. Сюда же были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но после разрушения собора во время монголо-татарского набега в 1240 году они не сохранились.

Дискуссия о том, кто именно подорвал храм во время Второй мировой, не прекращается до сих пор.

«Каждый раз, когда мне рассказывают, что это сделали немцы, то я, как инженер и бывший сапёр, отвечаю, что это полная чушь, — говорит Антонюк. — Потому что немцы не такие идиоты, чтобы прятать взрывчатку под землю, в то время как они могли подорвать в десять раз меньше тротила, подложив её под каждую стену, — пилоны бы упали, и всё завалилось бы вовнутрь. На самом деле взрывчатку прятали в подземной части. Так что выводы делайте сами».

После взрыва из всех приделов Успенского собора остался только один — придел Иоанна Богослова. По словам Антонюка, сохранённая часть тоже была сильно повреждена, но культурных деятелей послевоенных времён это мало волновало — руины собора просто подпёрли штырями.

«Были очень большие трещины, собор буквально дышал на ладан. Конструкция могла упасть в любой момент. Сразу после войны были проведены первоочередные антиаварийные работы: руины кое-как подпёрли металлическими стойками, взяли в обоймы, сделали какой-то пол, и дальше всё так и стояло», — объясняет инженер.

http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1812075.jpg?v=635984263037293715
Фото Дмитрия Никонорова

Перед собором сохранен фрагмент кладки XI в. 


В 1980-х, когда наконец-то принялись за восстановление главного храма Киево-Печерской лавры, нашлось немало киевлян, которые выступали против реконструкции. Люди, заставшие собор в уже разрушенном виде, считали, что это исторический памятник, который лучше будет смотреться, если его оставить в виде аутентичных руин.

Второй лагерь противников реконструкции, как рассказывает Антонюк, ссылался на то, что восстановление храма может повлиять на весь комплекс Киево-Печерской лавры. Мол, если начать работы, то могут пострадать остальные сооружения святыни.

«В 80-х, когда обсуждался вопрос реконструкции собора, Украина ещё не могла принимать самостоятельные решения, и мы с большой делегацией коллег ездили в Москву, чтобы получить разрешение от Министерства культуры СССР», — вспоминает архитектор.

Восстановление Успенского собора стало делом всей жизни заслуженного строителя Украины. Однако основная часть борьбы за храм шла даже не на время проведения самих работ, а ещё до того — пока договаривались о самом разрешении на реконструкцию.

«Мы долго боролись, но попытки наши были тщетными. Всегда находились люди, которые считали, что не нужно ничего восстанавливать. Разрешение удалось получить, только когда президентом стал Кучма — он издал указ о восстановлении Успенского и Михайловского златоверхого соборов [9 декабря 1995 года], и мы начали работы», — продолжает Антонюк.

Важным критерием для восстановления любого храма является сохранность документации, по которой можно было бы провести реконструкцию. И в этом плане у Успенского собора были некоторые проблемы.

http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1812076.jpg?v=635984263662784099
Фото Дмитрия Никонорова

Внутри собора расположен древний придел, похожий на церковь 


«У нас был план фундаментов, но документов, позволяющих определить высоту храма и его пропорции, нам не хватало. Тогда нам помог Киевский университет имени Тараса Шевченко, чья кафедра геодезии где-то в 1985 году провела стереофотографометрию, то есть сравнила довоенные фотографии, на которых были до сих пор сохранившиеся здания, с современным видом комплекса Киево-Печерской лавры», — говорит архитектор.

По международным канонам реставрации требовались также свидетельства людей, которые застали храм до разрушений. Сейчас ветеранов той войны в Киеве можно буквально пересчитать по пальцам. Но в 80-е, когда поднимался вопрос восстановления, людей, которые помнили Успенский собор ещё до подрыва, было достаточно. Тогда ветераны поддержали инженеров и выступили с требованием как можно быстрее восстановить храм.

«Ещё одним аргументом в нашу пользу было то, что Успенский собор — это центральная доминанта ансамбля Киево-Печерской лавры. И разрушение храма фактически разрушает весь комплекс святыни», — подчёркивает Антонюк.

Православный канон

По мнению инженера, финальным аккордом в любой реставрации является определение возраста памятника архитектуры. И тут речь вовсе не о том, когда он был построен, — нужно определить, по состоянию на какой период его восстанавливать.

«Каждый храм живёт своей жизнью, как и человек — маленький, юноша, взрослый, — объясняет инженер. — И нужно сказать, вы хотите его видеть юношей, взрослым человеком или уже дедушкой».

Архитекторы долго думали об этом и в итоге приняли решение восстанавливать собор на период XVIIIстолетия. «Нам многое было известно о том, как Успенский собор выглядел в то время», — комментирует Антонюк.

Нынешний Успенский собор, освящённый летом 2000 года, — это пример расцвета украинского барокко. Снаружи семиглавый храм сверкает позолоченными куполами, а внутри хранит один из своих аутентичных приделов — создаётся впечатление, будто внутри собора есть ещё одна церковь.

http://kor.ill.in.ua/m/610x0/1812078.jpg?v=635984264557334169
Фото Дмитрия Никонорова

Деревянный с позолотой иконостас очень изысканный 


По словам начальника отдела главного архитектора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Александра Романченко, Успенский собор объединяет в себе два стилистических направления. Первое ядро храма, спрятанное за надстройкой, древнерусское. А то, что видно снаружи, — уже и есть пример украинского барокко.

«Успенский собор — это действующий православный мужской монастырь. Одно из главных отличий этого храма в том, что он всегда был православным — в Киево-Печерской лавре, за исключением времён Советского Союза, православный канон никогда не перерывался. Успенский собор также уникален как архитектурное произведение, потому что в период барокко, в отличие от классицизма, не было принято строить святыни под копирку — каждая церковь была уникальным произведением искусства», — говорит Романченко.

Перед собором под навесом есть фрагмент стены святыни XIвека. Он поражает своей толщиной, а также необычным стилем кладки: тут есть кладки утопленного ряда (через ряд кирпич углублялся внутрь, а промежутки заполнялись цементным раствором) и смешанного ряда (чередование кирпича и камня).

В храме расположены невероятной красоты иконостасы — те самые, на которые потратили очень много кубов древесины. В восточной его части установлен иконостас длиной 25 метров и высотой 22,5 метра — его вырезали полтавские мастера.

В Успенском собраны порядка 70 икон, которые писались львовскими художниками, среди которых был и сын Нины Матвиенко. На украшение икон собора ушло 5,5 килограммов сусального золота.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 9

GPS: 50°26′06.7″N 30°33′26.4″E

Web: lavra.ua, kplavra.kiev.ua

***

Этот материал опубликован в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь (http://korrespondent.net/new_rules). 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: korrespondent.net (http://korrespondent.net/)