PDA

Просмотр полной версии : Внефутбольная битва: Nike выиграл ЧМ-2018 среди спортивных брендов


РБК
16.07.2018, 15:50
У чемпионата мира есть еще один победитель — Nike, выигравший неформальное соревнование между спортивными брендами. РБК выяснил, в чьих бутсах было забито больше всего голов и как бренды работают с главным футбольным событием

​Главный спортивный


История сотрудничества Adidas и FIFA стартовала в 1970 году, когда компания начала поставлять организации официальные мячи для чемпионата мира. До этого панели мяча, который использовался во время игр, были закругленной формы и не складывались в ровный шар. Adidas впервые выпустила мяч, сшитый из белых и черных пятиугольников. Названый в честь первого частного спутника Telstar, он имел практически идеальную шарообразную форму. А еще его было лучше видно на экране черно-белого телевизора. Компания модифицировала (https://www.fifa.com/about-fifa/marketing/sponsorship/partners/adidas.html) свою технологию с годами, особенно знаменитыми стали мяч Tango — первое такое изделие из кожи и полиуретана — и Azteca — первый полностью синтетический мяч. На чемпионате мира 2018 года Adidas представил (https://www.gazeta.ru/sport/2017/11/09/a_10978106.shtml)а (https://www.gazeta.ru/sport/2017/11/09/a_10978106.shtml) мяч Telstar 18, который получил название в честь своего первого предшественника.

Статус официального спонсора Adidas получил​а в 1998 году на чемпионате во Франции. С тех пор компания не пропустила ни один турнир. В последний раз Adidas продлила контракт с FIFA в 2013 году — до 2030 года. «Мы рады и гордимся тем, что наши теплые отношения с FIFA не заканчиваются», — заявил (https://ru.fifa.com/worldcup/news/fifa-adidas-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2030-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-2227277) тогда Герберт Хайнер, занимавший пост исполнительного директора группы.

В условия спонсорства входит (https://ru.fifa.com/worldcup/news/fifa-adidas-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2030-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-2227277) не только поставка мячей, но и форма для волонтеров. FIFA в свою очередь предоставляет Adidas право на продажу лицензионных товаров с совместной символикой.

А вот форму для сборных Adidas предоставляет не в рамках партнерства с FIFA, а как спонсор отдельных команд или футболистов. Компания одела больше всего команд на чемпионате мира в России — 12 из 32, включая российскую сборную.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/2/00/755317242909002.png

Специально на время чемпионата в России компания открыла 140 pop-up магазинов. «В первые три дня ЧМ продажи стали рекордными. Например, продажи одного из московских магазинов на 10 тыс. кв. м в день матча-открытия в четыре раза превысили наши ожидания», — рассказывал гендиректор Adidas Каспер Рорштед.

Общие затраты на маркетинговую активность на чемпионате компания не раскрывает. Но только на спонсорство родной немецкой сборной Adidas тратит €50 млн в год. Причем прямая финансовая выгода от участия ограничена, говорится в отчете компании. Российский чемпионат обеспечит группе меньший доход, чем бразильский четыре года назад, прогнозировал Рорштед до начала чемпионата.​

Финал от Nike


В форме главного соперника Adidas компании Nike играли только десять команд. Однако Nike заметно лидирует по числу футболистов, представленных на чемпионате мира. В обуви этой компании на турнире выступали 60% от общего количества игроков. Четыре года назад в Бразилии ситуация была похожая, но преимущество было не настолько подавляющим (383 игрока выбрали Nike, 265 — Adidas). Количественное лидерство Nike отразилось в России и на качестве — играющие в Nike футболисты забили более 100 мячей — больше, чем все остальные вместе взятые.

Nike не имеет и тех лицензионных прав, которыми располагает Adidas: компания не является официальным партнером чемпионата. Но, несмотря на это, уже в полуфинале было ясно, что заключительный матч, вероятнее всего, будут разыгрывать команды, спонсируемые именно Nike. Дело в том, что в список партнеров компании входят сборные и Хорватии, и Англии, и Франции.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/99/755317242908991.png

Nike и Adidas спонсируют и отдельных спортсменов. Среди подопечных Nike, например, нападающий сборной Бразилии Неймар и Криштиану Роналду, который заключил пожизненный контракт с компанией. Самым эффективным футболистом Nike на ЧМ стал англичанин Гарри Кейн. Самым знаменитым партнером Adidas является Лионель Месси.

Игра на вылет: как с ЧМ-2018 выбывали самые богатые футболисты мира https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/1/85/755306284881851.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/7/67/755306285630677.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/1/46/755306286500461.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/4/44/755306287618444.jpg Еще 1 фото (https://www.rbc.ru/photoreport/04/07/2018/5b3b89359a79475953ad40ec) Фотогалерея (https://www.rbc.ru/multimedia)

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/91/755317242908913.png

Футбольная обувь


Для определения, насколько часто футболисты, играющие в той или иной марке обуви, поражали ворота соперника, РБК подсчитал так называемый индекс гола. Это соотношение количества голов на турнире, забитых в бутсах каждого футбольного бренда, к общему числу игроков, его представляющему. Лидирует по этому показателю компания Asics: на чемпионате она была представлена двумя футболистами японской сборной, которые забили три мяча.

Лидером среди технических спонсоров — производителей формы для футбольных сборных на чемпионате мира — стала Adidas: в ее экипировке играли 12 команд. Nike уступила по этому показателю незначительно — десять участников чемпионата выступали в форме от этой компании. На третьем месте — Puma с четырьмя футбольными сборными. Команды, техническим спонсором которых выступала Nike, на прошедшем турнире выступили успешнее всех, одержав победы в 55% проведенных матчей.

В предыдущий раз сборная в форме Nike выигрывала мировое первенство 16 лет назад — в 2002 году, тогда это была команда Бразилии.

Для большинства представителей Adidas прошедший турнир сложился не слишком удачно. Традиционно сильные представители бренда не смогли пройти далеко: сборная Германии даже не вышла из группы, а команды Испании и Аргентины выбыли на стадии 1/8 финала. Спасла положение сборная Бельгии, которая сумела добраться до бронзовых медалей.


Кто еще


С большим отставанием от лидеров третье месте по количеству футболистов на чемпионате заняла Puma. Компания спонсировала всего четыре команды в 2018-м — сборные Швейцарии, Синегала, Уругвая и Сербии. Это в два раза меньше, чем на чемпионате мира в Бразилии, когда Puma была полноправным конкурентом Adidas и Nike. Лидеры одевали 32 и 28% от общего количества команд, а Puma — 25%. На чемпионате Puma не повезло: один из партнеров, четырехкратный чемпион мира сборная Италии, не прошел на турнир впервые c 1958 года.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/85/755317242908851.png

Американский New Balance дебютировал в качестве футбольного спонсора в России. Компания предоставила форму двум сборным: Панамы и Коста-Рики. New Balance впервые объявила (https://footwearnews.com/2015/focus/athletic-outdoor/new-balance-launches-football-11366/), что вообще планирует производить одежду и бутсы для профессионального футбола лишь в 2015 году. Интерес к футбольному рынку у New Balance появился после покупки в 2004 году компании Warrior Sports, которая уже поставляла форму некоторым командам, хотя в чемпионате никогда не участвовала. Среди партнеров Warrior Sports был, например, «Ливерпуль».

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/9/94/755317242908949.png

Еще четыре производителя одевали по одной команде. Датская компания Hummel предоставляла форму для родной сборной, британская Umbro — для Перу, немецкая Uhlsport — для Туниса, а итальянская Erreà — для Исландии.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/7/98/755317242908987.png

Кто платит FIFA


FIFA планировала получить от российского чемпионата около $6,1 млрд выручки — на 10% больше, чем за бразильский турнир. Но организации было тяжело найти спонсоров перед чемпионатом мира в России. Сложности возникли, когда разразился коррупционный скандал и от сотрудничества отказались Sony и Emirates. О возможности отказа от сотрудничества предупреждала и Visa. По результатам 2017 года FIFA получила убыток в $192 млн.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/0/41/755317242908410.png

Коррупционный скандал в FIFA начался в мае 2015 года, когда за несколько дней до выборов главы организации ФБР обвинило несколько ее высокопоставленных чиновников в вымогательстве и мошенничестве. В сентябре 2015 года швейцарские власти возбудили уголовное дело против тогдашнего главы FIFA Йозефа Блаттера. По их информации, в 2011 году он совершил неправомерный платеж, переведя главе УЕФА и вице-президенту FIFA Мишелю Платини 2 млн швейцарских франков. В конце декабря Блаттера и Платини отстранили от футбольной деятельности на восемь лет, но этот срок был сокращен в 2017 году.

Спонсоры чемпионата разделяются на три категории. Это официальные партнеры FIFA — Adidas, Coca-Cola, Wanda Group, «Газпром», Hyundai Motor Group, Quatar Airways и Visa, спонсоры только самого чемпионата — Bud, Hisense, McDonald’s, Mengniu, Vivo. В 2018 году FIFA впервые привлекла еще и региональных спонсоров — это были Альфа-банк, АЛРОСА, «Ростелеком» и РЖД.

Церемония закрытия чемпионата мира по футболу в России. Фоторепортаж https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/1/58/755316657289581.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/0/87/755316660547870.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/4/04/755316657526044.jpg https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x120_crop/media/img/2/97/755316658318972.jpg Еще 8 фото (https://www.rbc.ru/photoreport/15/07/2018/5b4b5ce29a7947f26f1f57bd) Фотогалерея (https://www.rbc.ru/multimedia)

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://blockads.fivefilters.org/acceptable.html)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)