PDA

Просмотр полной версии : Пивовары обвинили Дерипаску в попытке «убийства» отрасли


РБК
13.04.2016, 18:50
http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/resized/240x150_crop/media/img/6/48/754605611466486.jpg (http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/48/754605611466486.jpg) Фото: Lori


Союз пивоваров попросил главу компании UC Rusal Олега Дерипаску прекратить лоббирование запрета пластиковой упаковки для пива. Деятельность бизнесмена пивовары назвали «убийством отрасли»

Пивовары полезли в банку

Крупнейшие транснациональные компании, работающие на российском пивоваренном рынке, фактически обвинили президента UC Rusal Олега Дерипаску в лоббировании запрета использования ПЭТ-упаковки (пластиковых бутылок) для пива. Союз российских пивоваров (СРП), выражающий интересы «большой четверки» российского рынка пива — «Балтики» (принадлежит датской Carlsberg), «Объединенных пивоварен Хейнекен» (голландская Heineken), «САН ИнБев» (американо-бельгийская AB InBev) и «Эфес Рус» (российская дочка турецкой Anadolu Efes) в среду, 13 апреля, на правах рекламы опубликовал в газете «Коммерсантъ» открытое письмо бизнесмену.

В обращении пивовары впервые открыто заявили о том, что за массированной кампанией по запрету ПЭТ-упаковки для пива в России стоит Олег Дерипаска, чья компания UC Rusal производит сырье для другого популярного вида упаковки — алюминиевой банки. «На прошедшем 30 марта правительственном совещании «О развитии производств высоких переделов в черной и цветной металлургии» вы открыто выступили с инициативой такого запрета в качестве меры, которая будет способствовать развитию алюминиевой промышленности, — указывают авторы письма. — Возможно, вам представляется, что запрет пластика приведет к переключению потребления пива на алюминиевую банку, но это не так».

Разговоры о том, что глава Rusal стоит за массированной кампанией по запрету ПЭТ-бутылок для пива, в сообществе пивоваров ходили давно, о личном участии Олега Дерипаске в лоббировании запрета пластиковых пивных бутылок в 2015 году РБК рассказывал высокопоставленный источник в правительстве России. Однако раньше авторизованные заявления не появлялись в публичном поле.

«Мы не сомневаемся, что за массированной кампанией по запрету ПЭТ-бутылки, учитывая ее размах, стоимость и уровень, стоят чьи-то серьезные бизнес-интересы, — говорил в июне 2015 года (http://www.rbc.ru/politics/10/06/2015/557880b39a794778601bef55) РБК председатель совета Союза российских пивоваров Андрей Губка. — Чьи это бизнес-интересы, мы сказать не можем: у нас нет фактов, указывающих на конкретную компанию или индустрию. Если посмотреть на эту историю под углом, кому был бы выгоден запрет ПЭТ-упаковки, то можно было бы предположить, что в выигрыше окажутся производители стеклобутылки или алюминиевой банки».

В компании Rusal отказались комментировать письмо Союза российских пивоваров, отметив, что оно адресовано лично Олегу Дерипаске. Представитель бизнесмена передал РБК письменный ответ, в котором подчеркнул, что в Европе пивовары процветают, не используя пластиковую тару, и что Россия должна следовать этому пути: «Когда мы говорим об уровне жизни, мы, в том числе, подразумеваем стандарты и принципы, которые разделяются во всем мире, которые характеризуют качество жизни человека в цивилизованном обществе. В этом смысле Россия не может быть исключением и политика двойных стандартов здесь не работает», — указано в ответе представителя бизнесмена.

Рынок пива в России

В 2015 году в России было произведено 782 млн дал пива (-5,1% к 2014 году). Сокращение производства и потребления пива идет с 2008 года, когда было произведено 1170 млн дал. За это время было закрыто 11 крупных пивоваренных заводов.

Объем уплаченных акцизов с пива в 2015 году составил 130 млрд руб. Поскольку почти половина производимого в стране пива разливается в ПЭТ-тару, объем уплаченных акцизов с такого пива составил около 65 млрд руб. Акциз на пиво в полном объеме зачисляется в бюджеты субъектов федерации. Во многих регионах пивной акциз составляет значительную часть доходной части бюджета (от 2 до 8%). Пивовары считают, что в случае запрета или существенного ограничения использования ПЭТ-тары значительная доля потребителей пива в ПЭТ может перейти на дешевый крепкий алкоголь, в том числе нелегальный.


Лоббистские войны

Законопроект о запрете использования ПЭТ-тары был внесен в Госдуму депутатами-единороссами Михаилом Тарасенко и Раисой Кармазиной еще весной 2013 года. Авторы предлагали запретить продажу пива в пластиковых бутылках объемом более 0,5 л. В пояснительной записке авторы законопроекта отмечали, что потребление пива в стране приобрело «угрожающий объем», дешевизна пластиковой тары повышает доступность этого напитка для населения, а ее большой объем заставляет пить больше. Дума приняла законопроект в первом чтении в июне 2014 года. С тех пор законопроект больше не рассматривался.

Одновременно вопрос запрета ПЭТ-тары рассматривался на уровне Техрегламента Таможенного союза, однако на межгосударственном уровне решения так и не было найдено: запрет ПЭТ-тары лоббировали представители Казахстана, где пластиковые бутылки не используются при производстве пива еще с 1990-х, но категорически против запрета выступала Белоруссия, где на ПЭТ приходится почти 80% объема выпущенного пива.

В российском правительстве раньше заявляли, что находятся «над схваткой». «Идет большая подковерная борьба. Есть набор лоббистов. С одной стороны — это производители алюминиевой тары, с другой — производители сырья для ПЭТ-упаковки, — объяснял ситуацию (http://www.rbc.ru/interview/economics/17/06/2015/55814e749a79476a9b392848) РБК в июне 2015 года курирующий алкогольную отрасль вице-премьер Александр Хлопонин. — Одни утверждают, что пластиковая тара вредна, другие, что никаких химических процессов, опасных для жизни потребителя, при продаже пива в ПЭТ не происходит. Мы находимся посередине этой схватки, но имеем собственное видение ситуации. Безусловно, в России сегодня абсолютно нецивилизованный рынок потребления пива. Люди не ходят в пабы, как я уже сказал, а потребляют пиво канистрами у себя дома, в парках и лесах».

Помимо законотворческого процесса в Госдуме борьба за и против ПЭТа развернулась и в общественном пространстве. 1 июня 2015 года была запущена массированная кампания за запрет использования пластиковых бутылок. Баннеры с надписью «Запретим пластиковую бутылку — спасем Россию!» появились на сайтах деловых изданий, включая газеты «Ведомости» и «Коммерсантъ», а также на нескольких билбордах на Рублевском шоссе. Под баннерами стояла подпись незарегистрированного Национального союза защиты прав потребителей (НСЗПП). Одновременно с этим на сайте change.org — платформе для размещения петиций с возможностью сбора под ними подписей онлайн — появилась петиция, адресованная Госдуме, с требованием запретить использование ПЭТ-бутылок для пивоваренной отрасли, так как они якобы вредны для здоровья граждан. Тогда же на канале YouTube был выложен профессиональный видеоролик, в котором утверждается, что ПЭТ-бутылка была изобретена в Германии по приказу Адольфа Гитлера для уничтожения русского народа, а сейчас эту тару защищают иностранные пивоваренные компании по заказу антироссийских сил на Западе.

Кампанию за запрет ПЭТ-тары 4 июня 2015 года неожиданно поддержал депутат от «Единой России» Андрей Исаев, созвавший по этому поводу брифинг и написавший колонку для «Российской газеты». 10 июня стало известно, что «Первый канал» снял с эфира программу «Время покажет» в которой Исаев должен был еще раз донести свою позицию по этой теме. Программа была снята по причине неявки Исаева. Как выяснил РБК, непрофильная и несогласованная с руководством активность депутата вызвала недовольство в руководстве «Единой России» и администрации президента.

Поручения из Перми

Тем не менее запрет пластиковых бутылок, в которых в России, по данным СРП, производится около 45% объема пива, может быть одобрен Госдумой еще до лета. На прошедшем 30 марта в Пермском крае правительственном совещании, посвященном проблемам цветной металлургии, Олег Дерипаска заявил, о том, что отсутствие решения по проблеме ПЭТ является тормозом для развития алюминиевой отрасли. «Импортозамещение, алюминиевые компоненты, транспортное машиностроение, развитие сельхозпереработки, упаковка — здесь тоже хотелось бы определенности в области использования ПЭТ, — заявил Дерипаска (http://government.ru/news/22378/). — Вопрос достаточно простой. Есть два налоговых режима: алюминиевые и ПЭТ-упаковки, хотелось бы их уравнять. Вопрос рассматривается пятый год, просто нужно принять решение — неважно, с какого года, мы готовы с 2017-го, 2018-го».

В протоколе по итогам совещания (http://m.government.ru/orders/22523/) появилось поручение целой группе министерств и ведомств — Росалкогольрегулированию, Минэкономразвития, Минпромторгу, Минздраву, Роспотребнадзору, ФАС, Минэнерго совместно с профильным комитетом Государственной Думы «рассмотреть вопрос принятия в весеннюю сессию 2016 года законопроекта о поэтапном снижении производства и оборота алкогольной продукции в потребительской таре (упаковке), изготовленной из полимерных материалов, с учетом позиции Правительства Российской Федерации, отраженной в официальном отзыве на законопроект от 10 апреля 2015 года № 2121п-П11». В поручении указано, что об исполнении поручения необходимо доложить в правительство до 1 июня 2016 года. В опубликованном 14 апреля 2015 года официальном отзыве Правительства на законопроект об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в ПЭТ-таре содержится рекомендация запретить производство пива в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 литров с 1 июля 2016 года с дальнейшим запретом производства пива в пластиковых бутылках объемом более 0,5 литра. Конкретные даты снижения разрешенного объема ПЭТ-бутылок не называются. Сам СРП в августе 2015 года объявил о добровольном решении не выпускать пиво в таре объемом более 1,5 л с 1 июля 2016-го. Однако выпуск пива в пластиковых бутылках 0,5 л не имеет экономического смысла, говорят представители компаний, опрошенные РБК.

Именно это поручение и стало поводом для открытого письма пивоваров Дерипаске. Его авторы выражают мнение, что, пролоббировав запрет ПЭТ, алюминиевый магнат не получит дополнительных прибылей: «Мы хорошо знаем своих потребителей и понимаем, что они покупают пиво в пластике не потому, что им не нравится алюминий, а потому, что оно существенно дешевле. Многие из них просто не могут себе позволить продукцию в замечательной упаковке из Вашего «крылатого металла», — говорится в тексте письма. — В результате такого запрета они переключатся на дешевую водку, причем в стеклянных бутылках».

По словам топ-менеджера одного из крупнейших производителей пива в России, эффект от возможного переключения потребителей с пива в ПЭТ на пиво в банке не кажется значимым в масштабах бизнеса Rusal: «Мы не очень понимаем, с чем связана такая лоббистская активность Дерипаски. По нашим подсчетам, он теоретически может получить дополнительную выручку в размере 150 млн руб. в год — сущая мелочь для большого Rusal», — считает он.

«Мы просим Вас не использовать  влияние для уничтожения пивоваренной отрасли, это не принесет вам практически никакой дополнительной выгоды, при этом нанесет огромный ущерб стране», — подчеркивается в открытом письме главе Rusal. 

Let's block ads! (https://blockads.fivefilters.org) (Why?) (https://github.com/fivefilters/block-ads/wiki/There-are-no-acceptable-ads)


Источник: rbc.ru (http://www.rbc.ru)